Систему защиты прав потребителей намерены улучшить в Казахстане

Систему защиты прав потребителей намерены улучшить в Казахстане

Межведомственный совет по защите прав потребителей будет создан в Казахстане. Об этом на заседании Правительства сообщил министр торговли и интеграции РК, Бахыт Султанов. По его словам, в настоящее время в стране реально действуют 65 общественных организацией в сфере защиты прав потребителей. Сейчас, по словам главы ведомства, прорабатывается возможность их укрупнения и усиления по отраслевому принципу, что позволит общественному сектору наладить полноценное сотрудничество с отраслевыми государственными структурами.

«Кроме того, законом предусмотрено создание Межведомственного совета по защите прав потребителей, на заседаниях которого будут обсуждаться итоги работы государственных органов, выявляться пробелы и приниматься соответствующие решения. Состав и положение совета находятся на рассмотрении Правительства», - отметил спикер.

Министр предложил ряд новшеств, которые повысят систему защиты прав потребителей в Республике на принципиально - качественный новый уровень. Во-первых, предлагается рассмотреть возможность создания Национальной ассоциации потребителей с широко разветвленной системой представительств в регионах. Во-вторых, создать институт омбудсмена на базе неправительственных организаций. А в-третьих, предлагается внедрение обязательного требования при разработке НПА, исходя из которого необходимо будет проводить анализ регуляторного воздействия на интересы потребителей и согласовывать с уполномоченным органом. Кроме того, предлагается включить общественные объединения в сфере защиты прав потребителей в состав консультативно-совещательных органов при министерствах и акиматах.

«В-пятых, внедрить показатель оценки деятельности (KPI) госорганов, МИО и квазигосударственных организаций уровень удовлетворенности и доверия к их работе со стороны потребителей. В-шестых, принять свод Правил добровольной деловой практики и нормы в типовые договора для государственных и частных организаций, учитывающие интересы и права потребителей в полном объеме. В-седьмых, запустить курс бесплатных онлайн-лекций для потребителей и бизнеса об инструментах системы защиты прав потребителей. При поддержке данных инициатив ведомство готово внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты в кратчайшие сроки», - подчеркнул Бахыт Султанов.

Кроме того, глава ведомства особо отметил, что необходимо рассматривать жалобы потребителей, не доводя их до суда. Он рассказал о трехступенчатой системе рассмотрения претензий.

«К примеру, в Германии, Австрии, Японии и Литве государство осуществляет «умное» администрирование, а восстановлением нарушенных прав занимаются институты досудебного урегулирования. Кроме того, в России, Германии и Литве функционируют Межведомственные советы, на площадке которых обсуждаются проблемные вопросы в сфере защиты прав потребителей. Введена трехступенчатая система рассмотрения жалоб. Первый этап предусматривает обязательство продавца самостоятельно рассмотреть претензию потребителя по принципу «здесь и сейчас». Также у сторон появилась опция привлечь по обоюдному согласию субъектов досудебного урегулирования потребительских споров», - объяснил министр.

Прохождение потребителем второго этапа не является обязательным требованием, решение о необходимости направления жалобы уполномоченному органу принимает сам потребитель. Заключительный этап - обращение потребителя в суд.

«Наша общая задача – создать такие условия, когда продавец и услугодатель будут заинтересованы не допускать спорных ситуаций и в случае их возникновения решать на первом этапе. Судебная система также должна быть заинтересована в ускоренном разрешении споров с пропотребительским взглядом на проблемы», — подчеркнул Бахыт Султанов.

 

Автор: Толкын Нуриаменова 

Фото: inform.kz


×