Жакипбек Алтаев: Аль-Фараби – ученый, признанный всем миром

Жакипбек Алтаев: Аль-Фараби – ученый, признанный всем миром
Аль-Фараби – ученый, имя которого, пожалуй, знает каждый школьник. Научные труды великого мыслителя, признанного всем мировым сообществом, внесли неоценимый вклад в науку. Так считает профессор Жакипбек Алтаев. По его словам, жизнь, научное наследие и духовный мир мыслителя по сей день привлекают  внимание исследователей из разных точек планеты. Все работы аль-Фараби после его смерти были дополнены. Сегодня даже существует такое направление в философии и науке как фарабитану. Его можно разделить на 5 основных групп.
 
«В первую группу   входят труды  арабских и персидских учёных. Во второй группе важно отметить огромный вклад, который внесли в ХIХ – ХХ веках учёные- фарабиеведы  из Египта, Сирии, Ливана, Ирана и Афганистана. Третья группа - это западные ученые. К слову, к наследию аль-Фараби здесь интерес возник в ХV веке. И если в четвёртую группу исследователей можно отнести  востоковедов и исследователей времён царской Руси, а позднее и исследователей с советских времён, то в пятой группе Фарабиеведы  из ряда тюркоязычных стран. К изучению наследия философа они приступили в середине прошлого столетия», - рассказал Жакипбек Алтаев.
 
 
Аль-Фараби стал автором более 160 трактатов и говорил на 70 языках. Самым большим его вкладом в науку стало соединение античного наследия и ислама, что проложило путь к развитию новой культуры в XII-XIII веках. К слову, философские трактаты ученого переведены на древнееврейский и латинский языки. По словам профессора, средневековые европейские страны познакомились с классической древнегреческой философией, в основном, именно через произведения аль-Фараби.
 
«Например, в XII веке его труд «Классификация наук» дважды переводился на латынь. «Альфарабиус», «Трактат о сущности души», «Основание вопросов» и комментарии к произведениям Аристотеля «Физика», «Поэтика», «Путь достижения счастья», трактаты по логике и другие произведения, написанные в XII века через несколько веков, также переведены на латынь. Некоторые трактаты аль-Фараби сохранились до наших дней только благодаря латинским переводам, а вот многие арабские рукописи, к сожалению, не сохранились», - делится доктор философских наук.

По словам Жакипбека Алтаева, в XIX веке труды восточного мыслителя заинтересовали немецких ученых. М. Штейншнейдер был одним из первых, кто опубликовал свое исследование под названием «Аль-Фараби». А Фридрих Дитерици представил работы учёного немецким читателям, а  позже и всей Европе.

«В 1890 году он опубликовал восемь трактатов аль-Фараби на арабском языке на основе рукописей, хранившихся в Лондоне, Лейдене и Берлине. Два года спустя он перевел их на немецкий язык и опубликовал в виде отдельной книги с большим предисловием», - рассказал Жакипбек Алтаев.

Хотя работам великого ученого более тысячи лет, его труды выдержали суровые испытания временем. Говоря об истоках аль-Фараби, не стоит забывать и о том, что это не только про Восток и Запад. Великий учёный - выходец Отрара, - считает профессор. Впрочем, сегодня уже доказано, что родиной аль-Фараби, второго духовного учителя мира, является казахская земля.