Art talk: как работают художники в эпоху тотальной цифровизации?

Art talk: как работают художники в эпоху тотальной цифровизации?
Art talk, организованный Национальным музеем Казахстана, собрал талантливых художников из разных уголков мира. Это сильные живописцы, скульпторы, графики и другие мастера своего дела почти из десятка стран - от России до США. Причем, говорили деятели искусства онлайн. Участники попытались ответить на вопросы: какова их роль в XXI веке при тотальной цифровизации, как благодаря пандемии новые технологии интегрировали в традиционную художественную среду и каким образом влияют IT на искусство? Подняли художники и тему необходимости перевода галерей в интернет, закрывая традиционные музеи. Напомним, ранее ЮНЕСКО констатировала факт, что после завершения карантина более 13% выставочных площадок уже не откроются никогда.
 
Биение пульса современного искусства: Казахстан собирает лучших художников мира
 
По словам участников, Art Talk стал своего рода срезом современных тенденций в самых разных жанрах искусства – от театральной сценографии до скульптуры, книжной цифровой графики и арт-перформансов. Одна из участниц беседы – художница из Москвы, Анна Шевцова. Она рассказала об иконографии медицинского работника во время пандемии. Как выяснилось, художники разных стран остро реагируют на актуальную медийную повестку. По всему миру во время карантина мастера своего дела стали создавать плакатную графику, живописные произведения, муралы, карикатуры, мультипликацию и digital art. В  основном, они изображают героев сегодняшнего времени - врачей и медсестер.
 
«Это биение пульса современного искусства, и совершенно замечательно, что Казахстан – подлинное сердце Центральной Азии держит руку на этом пульсе. Я выделила шесть ключевых образов, или сюжетных групп, в которые можно объединить посвященные врачам произведения. Это супермен, святой, жертва, доктор Айболит, чумной доктор и человек. Я привела примеры того, как эти архетипические образы разрабатывают разные авторы, от Banksy и Дуи Ханя до Сергея Елкина. Универсальная идея победы добра над злом обрела зримый образ, который носит защитный костюм – тайвек и респиратор», - рассказала Анна Шевцова.

Пандемия отчасти подтолкнула сферу искусства и к цифровизации. Из-за распространения инфекции  все музеи закрылись на карантин, большинство перешли в цифровой формат. И он, на удивление, стал пользоваться популярностью. Миллионы зрителей из разных уголков мира заходят в сеть, чтобы наблюдать за новыми выставками и уже полюбившимися шедеврами искусства. Так, не выходя из дома, сегодня можно попасть хоть в ЛУВР, хоть в московскую «Третьяковку». Оценил цифровизацию и участник из Дагестана, Алибек Койлакаев. Он уверен: в век технологий интернет нужно использовать для продвижения своих работ. У парня более 600 тысяч подписчиков в социальных сетях. А это значит, что страница в том же Instagram может послужить своего рода выставкой. Так, художник сумел продать уже десятки картин. И речь идет об оригиналах, не говоря уже о копиях. Иллюстратор поделился своим опытом, как интернет- пространство становится  трамплином для самореализации.

«Социальные сети помогают в продвижении бизнеса. В частности, это инструмент для продвижения картин. Здесь можно без связей, без выставок продать картину, найти клиента. Это продвижение своего имени, своих работ. Сейчас также открываются сайты, галереи продаж. Появляются новые места, где можно посмотреть те же картины из музея. То есть социальные сети – это отличный инструмент для художника, чтобы показать себя», - поделился художник-график, иллюстратор и дизайнер одежды, Алибек Койлакаев.
 
По словам участников, цифровой формат - всегда актуален и художники готовы шагать в ногу со временем. Однако деятели искусства сошлись во мнении, что цифровизацию нужно использовать лишь как вспомогательный инструмент. Галереи должны вводить новые технологии, но продолжать работать как и прежде. Участники подчеркнули,  что ничего все же не заменит живого присутствия в музеях, а потому этому институту – быть.
 
«В период пандемии появилось очень много проектов с картинами и, в целом, в искусстве. Мы решили поднять вопрос именно цифрового восприятия зрителя, так как многие художники работают в digital art и это просто инструмент такой же как карандаш, краски. С другой стороны, мы наблюдаем, что 13% музеев не пережили пандемию и будут закрыты навсегда. Поэтому мы хотели донести до зрителя о важности посещения и восприятия картин и артефактов в реальной жизни, так как присутствие в пространстве даёт больше возможностей, чем экран или монитор», - отметила руководитель отдела современного искусства Национального музея РК, Мадина Досаманова
 
Также художники на встрече говорили об онлайн-образовании  юных живописцев, о методах в современном искусстве, о цифровых проектах театров и о многом другом. Между тем, в Нацмузее обещали провести аналогичное мероприятие через год, но уже вживую.
 
Автор: Жанар Дулатова
 
 
Фото: bhwclub.org