Казахстанско-китайское сотрудничество

Развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества – одно из ключевых направлений казахстанско-китайских отношений сегодня. Нур-Султан и Пекин, помимо крупных инфраструктурных проектов, заинтересованы также в открытии различных совместных производств в Казахстане. Например, китайские инвесторы вложили 50 млн долларов в строительство завода в Алматинской области по выпуску лекарств. Фармацевтическое предприятие запустили всего пять лет назад. За это время оно успело набрать обороты и стать субъектом крупного бизнеса.

МЕРЕЙ СЛАМУЛЫ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ЗАВОДА:

– В то время о "Шелковом пути" только заговорили. В нашей стране была разработана программа «Нурлы жол», которая перекликалась с китайским проектом «Один пояс, один путь». Строились дороги, а для инвесторов ввели преференции. Я и решил воспользоваться этим моментом. Обратился в известную китайскую компанию, и меня поддержали.

На совместном предприятии запустили сразу две линии – по производству инфузионных растворов и лекарств для онкобольных. В год оно выпускает 70 миллионов флаконов. Продукция поставляется в страны Центральной Азии и Россию. На заводе теперь намерены расширять географию экспорта.

МЕРЕЙ СЛАМУЛЫ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФАРМЗАВОДА:

 - По территории Казахстана транспортируем продукцию по автомобильной и железной дорогам. А за границу – только по железной. Расстояния огромные, поэтому расходы на транспорт занимают бОльшую долю в себестоимости нашего товара. Но в этом году мы получили хорошее известие: правительство обещает предоставить льготы на перевозку.

В Алматы строится еще один крупный казахстанско-китайский завод по выпуску высокопрочных стальных труб. Стоимость проекта – 33 миллиарда тенге. Эксперты уверены, такое сотрудничество будет выгодно обеим сторонам. Кроме того, сейчас у казахстанцев появилась хорошая возможность нарастить объёмы экспорта отечественных товаров в Поднебесную. В КНР большим спросом пользуются нефть и газ, хлеб, шоколад и растительное масло. Есть готовность приобрести 120 миллионов тонн зерна.

РАХМАН АЛШАНОВ, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК:

- Сейчас настал период расцвета. Теперь они нуждаются, растут потребности, население растет. Сейчас Казахстан стал транспортным хорошим коридором. Это огромное преимущество. И Казахстан ставит рекорды по перевозке грузов. Мы были в Хоргосе. Там сухой порт во всю развивается. Это уникальная возможность. Поэтому конкуренция – и Россия хочет, Узбекистан хочет, Кыргызстан хочет, все хотят быть за китайские грузы. Поэтому Шелковый путь просто так не дается. Побеждает тот, кто конкурентоспособен.

В прошлом году товарооборот между Алматы и Китаем превысил 3 миллиарда долларов. По мнению специалистов, показатели будут расти, поскольку Поднебесная видит в нас ключевого партнера и в свою очередь, является огромным рынком для нашей страны. 

Фото: www.forbes.kz