Наурыз. Как в Казахстане отмечают праздник весны?

Наурыз. Как в Казахстане отмечают праздник весны?

Что такое Наурыз (Навруз)?

Наурыз – это главный праздник тюркских народов. Казахи называют его Ұлыстың Ұлы күні. Он наполнен ритуалами, смысл которых связан с верованиями и кочевым образом жизни наших предков. В чем же первоначальный смысл обрядов весеннего праздника?

Главный смысл и признак Наурыза - обновление. Празднование начиналось с того, что люди приводили в порядок жилище, сжигали старые вещи, перемывали весь дом, расчищали сараи, дворы. Весь народ как один выходил на улицы, очищали землю, расчищали родники и ручейки, участки, каналы, пруды, источники. И только после всего этого люди начинали празднование.

Фото Андрея Михайлова

Радоваться пробуждению природы, избавлять землю от мусора, помочь роднику пробиться - у наших предков было экологическое мышление. Это достойно восхищения. 

По словам этнографа Ахмета Токтабая, есть сведения о том, что во времена правления казахского хана Губадоллы, которого еще называли Абайдильдой, Наурыз праздновали 9 дней. Все эти дни кочевники отмечали как праздник, устраивались большие представления.

У казахов есть выражение: «В Наурыз смягчаются даже синие камени Самарканда». Его смысл в том, что всё весной тает вместе с природой, и человек тоже наполняется благостным настроением. Обиженные или поссорившиеся люди мирились в дни Наурыза, ходили друг другу в гости, просили прощения и предлагали разделить с ним праздничную трапезу.

Происхождение Наурыза

В письменных источниках Наурыз впервые  упоминался 2,5 тысячи лет назад. До настоящего времени ученые связывали истоки весеннего праздника с Ираном. Однако недавно профессор Лондонского университета Мэри Бойс выдвинула смелую гипотезу о том, что «Заратуштра жил в степи, в восточных низовьях Волги». Ныне это территория Западного Казахстана, так что возможно Наурыз  это праздник кочевого народа. 

В свое время великий немецкий философ Кант написал большие трактаты о жизни Заратуштры. О том, как праздновали Наурыз, какова значимость этого праздника для восточных народов писал и прекрасно систематизировал Омар Хаям. Омар Хаяма мы знаем как великого философа, великого поэта Востока. Он создал большой труд «Наурыз-намэ». Это сочинение в настоящее время находится в библиотеке Германии. А первая оригинальная рукопись хранится в королевской библиотеке Лондона. В 970-ые годы был персидский царь Кей-Кавус. Во времена его правления и был полностью восстановлен праздник Наурыз.

Мало, кто знает, но сохранилось даже предание о Наурызе и Александре Македонском.

Когда прибыл Александр Македонский, в древнем Самарканде праздновали Наурыз. Это было 2300 лет тому назад на большой площади города, еще  в период завоевательных походов  Македонского. Год состоит из 365 дней и 365 ночей. Он увидел шествие, как навстречу друг другу шли 365 девушек, символизирующих день, и 365 парней – ночь. Они были очень нарядно одеты, играли на таких инструментах, как сырнай, керней. Это было поистине красивое зрелище.

Наурыз в казахской степи

В казахской степи Наурыз встречали еще с эпохи кочевья, так было вплоть до 1926 года. Позднее власти усмотрели в празднике религиозный подтекст и запретили отмечать его. С обретением Казахстаном независимости Наурыз превратился в национальный праздник. Его отмечают с 21 по 23 марта. 

Поэт и философ Машхур Жусип Копеев оставил вот такое описание:  «Настоящий казахский народный праздник, доставшийся в наследство – Наурыздама. В этот день ходжи читали специальные книги, поясняющие суть Наурыза - «Саддама». У красноречивых аксакалов, ораторов Степи просили бата – благословление. Когда ходжи читали книгу, а старики благословляли, люди вторили им в общей молитве. Так, благодаря этому задуманное случалось, народ процветал, стада росли и приумножались, повсюду царило благоденствие».

В отечественной истории этот праздник называли праздником молозива. Молозива – это первое молоко, которым мать вскармливает младенца в его первые четыре дня жизни. Так говорят потому, что в день весеннего равноденствия свыше на землю словно снисходит зеленая благодать. Из почвы начинает прорастать трава. Это зеленое изобилие. Скот может его отведать, начинается окот, люди пьют молозиво. Вот отсюда и истоки понятия праздника молозива. А еще причина в том, что взошедший в марте молодой месяц цветом похож на первое молоко.

Была такая народная примета: если в Наурыз выпадал снег, то казахи называли это «мартовской порошей». Снег, выпавший в Наурыз, не убирали, не сметали и всегда считалось, что такой снег должен растаять сам.

Выдающиеся представители казахской интеллигенции начала ХХ века Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсунов, Магжан Жумабаев отмечали важность древнего праздника. Мало кто помнит, а может и не знает о том, что для празднования Наурыза они выбрали 9 марта (по старому календарю) и, поздравляя соотечественников, деятели первой казахской партии «Алашорда» желали народу единства, призывали к свободолюбию. 

Омар Хайям писал о том, чтобы праздник отмечали в один день, в день весеннего равноденствия – в ночь с 21 по 22 марта. Так он призывал восточные народы к единству. После присоединения казахской степи к Российской империи, Наурыз праздновался по-разному. Например, у аркинских казахов (это восточные, центральные и северные земли) зима долгая и они празднуют до апреля. А южане отмечают уже в конце февраля.

Наурыз коже

В эти дни в каждом доме готовят особое блюдо  «Наурыз коже». По традиции оно состоит из семи ингредиентов: оставшееся от зимнего убоя копченое мясо,  молоко, просо, пшеница, кукуруза и т.д. Все это связано с пожеланием  изобилия и достатка в новом году.  Когда-то казахи готовили «Наурыз коже» исключительно в казане.  Это потому, что он издревле считался одним из семи богатств, казан хранит достаток в доме. В старину из каждой юрты степняки приносили и вливали часть своего «Наурыз коже» в большой Тайказан. Они говорили: «Мы - дети одного отца, едящие из одного казана».

Фото azattyq.org

Что касается количества ингредиентов, этот великолепный суп мог состоять из 9, 11, 13 или даже 15 ингредиентов. На дастархан ставили семь видов пищи. После приготовления главного праздничного блюда люди обходили 40 юрт,  поздравляли хозяев и в каждом доме им предлагали отведать Наурыз коже.

Обычаи Наурыза

У казахов есть обычай, именуемый «Изобилием зерна». Он выражается в богатом дастархане, на нем всегда изобилие, достаток зерновых, пшеницы, овса, кукурузы. Есть еще понятие, которое можно перевести, как «Достаток красного». Речь идет об изобилии мясных блюд. Существовал и так называемый «Зеленый достаток». Это плоды, ягоды и различные овощи. А также «Белое изобилие», оно среди трех видов достатка  было особо почитаемым. «Белое изобилие» - это кумыс, шубат, кефир, молоко, пахта, а также курт, творог и другие молочные продукты.

В некоторых семьях еще сохранились воспоминания об одной удивительной традиции  «қауақ сындыру».  Қауақ - это обычная посуда, половник или черпак. Женщины разбивали кухонную утварь, желая, чтобы с этим ушло все плохое. 

В начале года, за неделю до Наурыза собиралась вся посуда с щербинками, старые вещи, какие-то предметы, непригодные к использованию. Затем их сжигали, тем самым очищали дом. А после люди облачались во все чистое. Сырмаки, ковры и другие предметы домашнего обихода сворачивали  непременно лицевой стороной, как бы с пожеланием, чтобы их заметили. Если были какие-то вещи в сундуке, то их доставали, украшали ими дом, чтобы гости их видели.

Бата - любимый в народе обряд. В Наурыз в гости приглашаются уважаемые аксакалы и считается, что их благословение и пожелание непременно сбудутся. Старца, давшему бата, стараются одарить: чапаном, головным убором «такия» (тюбетейкой) или чем-то еще. В бата часто используется выражение «Ақ жол». «Ақ» - это изобилие молока, белого, это олицетворение  светлой полосы, то есть в добрый путь с благими намерениями.

Современные казахи помнят об одном из персонажей весеннего праздника — хозяине земли Кызыр-баба (или Кыдыр-ата). Согласно древним поверьям, в Наурыз он обходит степь. Святой старец может остановиться в одном из понравившихся домов, и значит будет в юрте достаток, счастье и богатство, а на само селение снизойдет удача и изобилие.

Приветствовать друг друга тоже является хорошей традицией в Наурыз. В первую очередь, шли к старшим, здоровались и получали их бата.  Есть выражение: «Благословенный невольник не умрет, а не благословенный будет в нужде». Когда говорят, что «В Наурыз обойди сорок домов», это не значит, что надо съесть сорок тарелок Наурыз-коже, достаточно немного отведать пищи. Самое главное поприветствовать сорок домов, наладить общение.

Байга – еще одна традиция Наурыза, которая жива и поныне. Когда-то в скачках участвовали лучшие скакуны ханов, известных богачей. И стар, и млад – никто не пропускал этот праздник.

«Алтыбакан» – качели для девушек и парней, посиделки у костра. Еще век назад на таких празднествах молодые люди встречались, присматривали спутников жизни.

Фото el.kz

В этот Великий день - бедняки и богачи, стар и млад, мужчины и женщины - все были равны. Наурыз по-прежнему жив, его отмечают в Казахстане и республиках Средней Азии, на Кавказе, а также в Иране, Афганистане и Индии. Для нас прежде всего это праздник природы и это понимание нам досталось от предков, живших в гармонии с природой, со всеми живыми существами, населяющими землю.

Подробнее в выпуске проекта "National Encyclopedia"

Материал подготовила Айгуль Айтмуханова