Влияние информационных ресурсов на формирование имиджа государства, бесспорно, велико. Технический прогресс, демократизация гражданского общества объективно предопределили необходимость создания спутникового ТВ в молодом суверенном государстве.
 

«Caspionet» стал первым национальным спутниковым круглосуточным телеканалом Казахстана. Всего полгода назад он послал первый сигнал в эфир, а сегодня уже прочно занял свою нишу на международном информационном рынке.

 

О Казахстане в зарубежной прессе пишут много и охотно, но далеко не всегда эти публикации объективны и беспристрастны. С любовью о нашем государстве лучше нас не расскажет никто; главное - отказаться от привычных стереотипов и каждый раз по-новому открывать для себя свою страну, говорят в агентстве «Хабар», ставшем пионером в деле создания спутникового ТВ. Как правило, за успехом любого дела стоят люди. Мы попросили рассказать о новом телеканале и его перспективах тех сотрудников агентства, которые занимают ключевые позиции в структуре «Caspionet». 


 

Гульнар ИКСАНОВА, советник председателя совета директоров агентства «Хабар»:

- Современные спутниковые технологии позволяют любому казахстанцу смотреть те же программы, что и жителю Лондона или, к примеру, Канберры. Помимо идеального изображения и качественного звука, поражает своим многообразием тематика каналов - политические, деловые, спортивные новости, музыкальные передачи, мода, современное художественное и документальное кино, киноклассика, мультфильмы, сериалы, ток-шоу… Во многих странах сегодня создаются собственные спутниковые информационные проекты. Даже такие небольшие республики, как Калмыкия, Башкирия или Татарстан, распространяют свои сигналы на весь мир. Достаточно установить на крыше дома "тарелку" или подключиться к кабельной сети - и весь мир в твоей квартире. 



Наша компания заключила договор с одним из ведущих в мире спутниковых операторов Eutelsat. Теперь с помощью спутника Hotbird-2 новый телеканал «Caspionet» распространяет сигнал на Европу, европейскую часть России, север Африки, Ближний Восток. Следующим этапом в его развитии станет расширение зоны вещания на Азиатский континент. 



- На какую аудиторию рассчитан ваш информационный продукт? 



- На самую широкую. В то же время для нашей компании сейчас важнее обеспечить потребности в информации целевой аудитории. Речь идет о казахских диаспорах, представители которых не могут воспользоваться даже интернет-ресурсами, поскольку текстовая программа построена на кириллице, а казахи - эмигранты первой волны - с этим алфавитом не знакомы. Вообще же вещание ведется на трех языках - казахском, русском и английском. Мы ставим перед собой гуманитарную цель - дать максимально полное и объективное представление обо всех сферах жизни нашей молодой независимой республики. 



- На спутниковом канале, как известно, иная форма подачи материалов, нежели на местных каналах. В чем ее особенность? 



- Отличие в том, что события в информационных выпусках не комментируются. Этот стандарт не нами придуман, он существует во всем мире. Зрителю преподносится факт в чистом виде, который он самостоятельно осмысливает. Другое дело, что, помимо информационных выпусков, для эфира «Caspionet» готовятся специальные журналы о Казахстане, документальные фильмы, всевозможные викторины на лучшее знание нашей республики. Мы демонстрируем лучшие образцы отечественного искусства - театральные постановки, концерты классической музыки, телеверсии популярных фестивалей, к примеру "Алматы - моя первая любовь". 



Из-за границы поступает огромное количество отзывов. Люди приветствуют новый канал, рекомендуют что-то поменять или усовершенствовать в нашей программной политике. Есть письма с предложением внедрить латиницу в титрах. Безусловно, все замечания и предложения будут учтены. 



- Многие телезрители, ориентируясь на название канала - «Caspionet», считают его "нефтяным" каналом… 



- Когда мы думали над названием, то пытались предугадать, по какому признаку люди в мире смогут определить территориальную принадлежность канала. Специалисты, с которыми мы консультировались во время обсуждения концепции, склонялись к названию "Каспий". Это своего рода символ, подобный ключевому слову, по которому при работе с компьютером поисковые системы выдают всю интересующую информацию о предмете. Наши эксперты сошлись во мнении, что сейчас именно эта ассоциативная цепочка (Каспийское море - нефть - Центральная Азия) является знаковой, обозначающей место и роль Казахстана в экономических и геополитических отношениях с другими государствами. Сегодня наша республика является явным лидером в Центральноазиатском регионе. И в перспективе мы хотим позиционировать «Caspionet» как информационный канал евразийской "пятерки" - Казахстана, России, Ирана, Азербайджана, Туркмении. У этих стран разные экономические и политические системы, но они связаны одним Каспийским морем и общими интересами. 



- «Caspionet» является государственным или частным телеканалом? 



- Канал создан на коммерческие средства агентства «Хабар». Никакие дополнительные инвестиции в него не привлекались. 



- Какими информационными источниками пользуется международная служба «Caspionet»



- Около 60 процентов внешней информации поступает от международных агентств. Наша собственная корреспондентская сеть еще не так значительна, как хотелось бы. При ее создании, приоритет изначально отдавался Центральной Азии: с нового года открыт корпункт в Таджикистане, затем выходим за Каспий - в Азербайджан. Надеемся, что со временем станет возможным открытие собственного корреспондентского бюро в Афганистане. Хочу подчеркнуть, что зарубежная информация подается с точки зрения интересов нашего государства, то есть представляет казахстанский взгляд на международные события. Это особенно важно. 



- Спутниковый канал «Caspionet»- это одна из структур агентства «Хабар». Станет ли он в будущем самостоятельной единицей? 



- Это не входит в наши планы. Во-первых, канал полностью зависит от материально-технических и интеллектуальных ресурсов «Хабара», а во-вторых, создание собственной корсети - очень сложный и трудоемкий процесс, который не совершается в одночасье. Достаточно того, что штатные сотрудники «Хабара» работают и на «Caspionet», причем с максимальной отдачей. 
Наша потенциальная аудитория - 93 миллиона подписчиков

 

Владислав БОГУСЕВИЧ, технический директор агентства «Хабар»:


- Национальный спутниковый канал был создан в рекордно короткие сроки, хотя на самом деле не так просто доставить наш сигнал до стран Западной Европы. Спутниковые компании, которые работают на эти страны, находятся от нас далеко. Чтобы решить эту задачу, нам приходится работать "в два скачка": вначале мы подаем сигнал на спутник Sesat, который находится на позиции 36 градусов и относительно близко по отношению к нам. С него сигнал опускается на наземную станцию в Будапеште и далее попадает на спутник Hotbird, который стоит уже на позиции 7 градусов. И в этом "двойном шаге" есть свой смысл - мы могли бы вещать прямо со спутника Sesat, но тогда крайне трудно было бы пробиться на огромный, заполненный сотнями других качественных программ, телевизионный рынок. И, наверное, нам не пришлось бы надеяться, что кто-то из зрителей специально будет искать нашу программу. А вещая через спутник Hotbird, канал автоматически попадает в пакет программ. Хочет того абонент или нет, но мы уже присутствуем в его домашнем телевизоре. Благодаря этому нашей потенциальной аудиторией стали 93 миллиона подписчиков. 

 

- Можно ли поймать ваш сигнал в Казахстане? 

 

- В Астане и Алматы «Caspionet» распространяется по сетям кабельного телевидения в пакете основных программ. 

 

- Достаточно ли у вас технических специалистов? Наверняка «Caspionet» отвлекает много сил? 

 

- Да, трудности были. Пришлось принимать в штат и обучать новых людей. Но этот этап нами уже пройден. Создавая свой спутниковый канал, мы тщательно изучали форматы подобных программ, при этом не стараясь во что бы то ни стало блеснуть оригинальностью. Мы посчитали, что лучше взять за основу уже "обкатанную" модель - ею стала EuroNews. Мы не против стать CaspioNews, с тем же уровнем популярности. Мы верим, что в конце концов так и будет. Уже сегодня «Caspionet» все увереннее занимает свою нишу на информационном пространстве. Появляются такие моменты, которые мы даже не планировали. Например, поступают запросы на ретрансляцию «Caspionet», что изначально не входило в наши планы. Начинают появляться информационные сюжеты в российских информационных выпусках либо со ссылкой на «Caspionet», либо прямое включение видеоблока из нашего канала. Это уже весьма серьезный показатель нашей популярности. 

 

- Спутниковое вещание невозможно без современной техники и технологий?

 

- Да, это так, и мы не просто покупаем новую технику, а совершенствуем свои технологии. Впервые в республике вещание на «Caspionet» ведется исключительно с видеосервера. Это такой специализированный мощный компьютер, на который загоняется вся видеоинформация, и потом с него ведется вещание. Подготовка материалов ведется также с максимальным использованием компьютерных технологий. Спутниковый канал стал для нас своеобразным полигоном, на котором мы отрабатываем новые технологии. То, что успешно апробировано на спутниковом канале, мы можем смело применять и на «Хабаре», и на «Ел Арне». 

 

Меньше политики, больше жизни

 

Ольга ЛАТЫНИНА, шеф-редактор новостей:


- Главная задача - это подчеркнуть наши достоинства, не скрывая при этом недостатков. В нашей стране достаточно социальных проблем, мы не закрываем на них глаза, считая, что в этом нет ничего зазорного. "Болезни роста" присущи любому развивающемуся государству. И для того чтобы завоевать доверие зрителей, мы предоставляем ему объективную информацию. 

 

Я думаю, уход в сторону от политических дискуссий и общественных дебатов пошел только на пользу новостям. Нет, мы не проходим мимо "неудобных" тем, просто не акцентируем на них внимание. Пусть зритель сам делает выводы. Сейчас люди больше заинтересованы в самой информации, нежели в том, как ее преподносят. Зритель устал от навязывания чужого мнения, от интерактивных бесед, дискуссий. Поэтому мы добиваемся объективности, преподнося информацию бесстрастно, а "за кадром" звучат голоса наших популярных ведущих - Айгуль Мукей, Светланы Коковинец, Кымбат Досжан, Сергея Пономарева, Галины Пак. 


Интеллигентность - не порок!

 

Булат АКУНОВ, продюсер по производству телевизионных каналов:


- Лицо канала - это не только информация, но и такие компоненты, как заставки, перебивки, звуковое оформление… После бурных обсуждений мы пришли к простому решению: заставка должна быть короткой и симпатичной. Поскольку «Caspionet» вещает на Европу, нам пришлось учитывать вкус тамошнего телезрителя, и мы постарались сделать ее максимально светлой и красивой. И, конечно, отказались от видеоряда, загружающего мозг зрителя негативной информацией. Мы поставили перед собой цель расцветить телевизионную картинку, дать больше позитивных впечатлений. Сейчас мы подбираем все самое красивое, что снято о Казахстане, чтобы показать нашу страну яркой, доброй и притягательной.

 

Лицо спутникового канала, на мой взгляд, получилось современным, интеллигентным, отвечающим всем современным требованиям телевизионной моды.

 
Сверхзадача - уровень ВВС, CNN, Discovery

 

Татьяна БЕНДЗЬ, шеф-редактор программной службы:


- Наша служба готовит телевизионные сюжеты. "Взгляд на регионы", "Дух Евразии" - вот лишь некоторая часть наших тележурналов. В них мы рассказываем о разных сторонах жизни Казахстана, при этом на события смотрим как бы глазами иностранцев. Например, про особенности встречи Нового года, начиная от приготовления салата "Оливье" и заканчивая, допустим, просмотром фильма "Ирония судьбы…". При этом в несколько минут, что длится мини-фильм, мы вкладываем максимум информации. Стараемся рассказать и показать зарубежному зрителю все, что у нас перед глазами, обо всем, что видим сами. Иностранцу, незнакомому с Казахстаном, любопытно все. Например, сюжет об алматинской мечети, репортаж о строительстве православного храма или об открытии в католическом храме часовни. Это обычные сюжеты, но они сделаны по западным стандартам. Мы поставили перед собой сверхзадачу, чтобы наш канал по картинке не отличался от ВВС, CNN или того же Discovery. 

Пусть нас судят профессионалы

 

Андрей КОЗЛОВ, директор спутникового канала:


- Сейчас, когда мы стали частью мирового информационного пространства, у нас просто нет другого выхода: мы должны развиваться, причем стремительно и по всем направлениям, как того требует жизнь. Мы уже чувствуем свою многомиллионную аудиторию и не имеем права выдавать некачественный продукт. Для того чтобы у зрителя не возникало желания переключить кнопку, у нас есть все - свой стиль, технические возможности, новые идеи и главное - крепкая команда профессионалов. Мы уже слышали мнение специалистов, что канал получился ярким, свежим, грамотным, цельным. И эта оценка профессионалов для нас очень важна. Я уверен - у канала большое будущее.

 

Раушан ШУЛЕМБАЕВА
г. Алматы
апрель, 2003 год
Республиканский общественно-политический журнал "Байтерек"

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Комментарии