В Алматы выбирали лучших мастеров-изготовителей домбры

В Алматы выбирали лучших мастеров-изготовителей домбры

В Алматы выбирали лучших мастеров-изготовителей домбры. Главная цель конкурса - не просто популяризация национального музыкального наследия, специалисты ратуют за сохранение секретов изготовления.

 

Сегодня мастерских, которые сотворяют домбру, в стране можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее опыт народных мастеров.

 

Султан МУСАЕВ, МАСТЕР ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДОМБРЫ:

 

Конечно, инструмент делать нелегко. Когда играет, он должен отдачу дать, а некоторые инструменты, он внутри остается.

 

В изготовлении домбры – множество нюансов. Она состоит из десятков деталей. Корпус, дека, гриф и струны - те, что на слуху. На обработку одной домбры уходит до месяца. Ее составляющие мастерят из разных сортов дерева. Белый клен, ель, сосна, африканский палисандр, черное дерево. От вида материалов зависит конечная цена.

 

Султан МУСАЕВ, МАСТЕР ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДОМБРЫ:

 

У мастеров тоже есть своя школа. Например, раньше Романенко был, потом Смагулов, потом Камбар Касымов - у каждого своя школа. У меня тоже своя школа. Одну деку закрыть - каждый по-разному делает.

 

Ученые утверждают – прототип нынешней домбры появился больше 4-х тысяч лет назад. Похожим инструментом пользовались еще сакские и гуннские племена. Для казахского народа домбра – настоящая реликвия. Она почитается не одно столетие. На ней виртуозно играли любимцы кочевников – кюйши.

 

Жангали ЖУЗБАЕВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ РК, ПРОФЕССОР КАЗНУИ:

 

Существует несколько десятков видов домбры. Недавно появилась и электронная домбра. На ней также можно исполнять и кюи, и дастаны, и терме, но звучание акустической, то есть, натуральной домбры, безусловно, лучше и ценней.

 

Участники конкурса – больше 60-ти мастеров. Работы победителей, это 9-ть самых благозвучных и красивых домбр, останутся в фонде Музея народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа Дукенулы.

 

Мурат АБУГАЗЫ, КЮЙШИ, ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РК:

 

Есть два вида домбр - это академический инструмент токпе, на них играют в оркестрах, и второй вид - калак-домбра. К сожалению, почти не осталось мастеров, которые бы выпускали такие инструменты, и мы бы хотели возродить это ремесло, чтобы молодое поколение не забывало о своих корнях и национальной культуре.

 

Фото: ztb.kz