Представители казахстанской киноиндустрии завоевывают международное признание. 27-летний кинооператор Еркинбек Птыралиев – один из них. Яркий представитель молодой формации операторов, унаследовавший лучшие традиции советской киноэпохи, и привнесший в современное казахстанское кино нечто новое. Так говорят о нем коллеги по цеху. Работам Еркинбека рукоплескали в Каннах и на многих престижных кинофестивалях мира. Этой осенью в Казахстане прошла премьера ленты «Однажды в детском доме», которую он снял с Сериком Абишевым и российским режиссером Русланом Магомадовым. Отметим, что Птыралиев востребован не только на родине, но и за рубежом.

 

Еркинбек ПТЫРАЛИЕВ, КИНООПЕРАТОР:

Как говорил наш мастер, не мы выбираем режиссеров, а режиссер выбирает нас. Мы как невесты. Операторов выбирают. Операторы не имеют права выбирать. Мы сидим и ждем, когда нас выберут. Сейчас меня пригласили в Стамбул, турецкая кинокомпания «Мезельфильм». Они пригласили снять полнометражный фильм. Режиссер - Месут Джейлан. Полный метр.

 

Еркинбек вспоминает, стать кинооператором никогда не было главной идеей. Но в юношеские годы в нем проснулась тяга к изобразительному искусству и фотографиям. Так судьба привела в Академию имени Жургенева, где преподавал один из лучших советских кинооператоров Болат Сулеев. Мастер всегда говорил, что по праву называться кинооператором можно лишь тогда, когда фильмы заметят международные критики. Таким звездным часом для Еркинбека стала картина «Хозяева» режиссера Адильхана Ержанова. Фильм попал в специальную программу 67-го Каннского кинофестиваля, получив высокую оценку критиков. Кроме того, ленту номинировали на «Азиатский Оскар» - премию «APSA» (АПСА). Картина вошла в сотню лучших азиатских фильмов.

 

Еркинбек ПТЫРАЛИЕВ, КИНООПЕРАТОР:

Мой первый фильм, мне тогда было 23-24 и Канский фестиваль. Многие мечтают попасть туда, а у меня снял фильм и сразу Канны, красная дорожка. Когда начали называть наши имена и саундтрек из нашего фильма включили – это был очень волнительный момент. Внутри прям все кипело, пока мы прошлись. Миллион папарацци.

 

В перерывах между съемками Еркинбек преподает в Казахском национальном университете искусств. В этом году у него, к слову, первый выпуск. Студенты говорят, Еркинбек всегда прост в общении, всегда старается максимально передать все нюансы операторского искусства. Но самое главное – пробуждает желание творить большое кино.

 

Даулет РЫСКУЛОВ, СТУДЕНТ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИСКУССТВ:

Он научил нас многому -  как снимать простые ролики, так и полнометражные проекты, как надо работать со съемочной группой, актерами. На съемках сериала «Тандау» он относился к нам не как к студентам, а как к своим будущим коллегам. Дал нам сценарий и поинтересовался нашим персональным видением.

 

Умение работать со светом и тенью  – важнейший навык в работе оператора, считает Еркинбек. Кстати, именно это критики называют его сильной чертой. А также и то, что на экране  кинооператор воссоздает не просто визуальный ряд, но и особую атмосферу надреальности. И весь этот сюрреализм порождает ощущение мечты от просмотра.

 

Инна СМАИЛОВА, КИНОКРИТИК:

Мало того, что надо знать камеру. Нужно уметь и двигаться с ней и владеть. Это на уровне человеческого общения. Уметь из этой многообразной техники создать какой-то художественный образ – это, конечно же, талант и искусство. В нашей кинематографии как раз появился тот оператор, который смог это сделать. На международном уровне его знают. Это же великолепно! Я понимаю, что режиссера знают, но чтобы так оператора знали.

 

Кинокритики без лишнего преувеличения возлагают на Еркинбека Птыралиева большие надежды. Практически с момента своего появления он громко заявил о себе, а это, значит, что впереди еще много творческих побед. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Похожие новости

Комментарии