До 100 млн тонн нефти в год может добывать Казахстан на море

Казахстан активно развивает нефтеперерабатывающую отрасль. При этом, по словам международных экспертов, в этой сфере у республики есть все шансы занять свою нишу на мировом рынке. Так, в этом месяце с завершением модернизации Шымкентского и Атырауского нефтеперерабатывающих заводов, республика увеличит объёмы производства бензина и дизельного топлива стандарта К4. Три завода будут производить 900 тысяч тонн авиационного керосина РТ. В планах - начать его экспорт. Постепенно предприятия начнут выпускать авиакеросин и более высокого качества - Джет. Специалисты не сомневаются - это привлечёт внимание крупнейших авиаперевозчиков.

ЖАН-ФИЛИПП ТАДИЕЛЛО, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ /ФРАНЦИЯ/:

- У нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана большое будущее, и к тому же Казахстан обладает собственными ресурсами углеводородными. И нам очень интересен этот рынок.

Между тем, уже в следующем месяце в соседний Кыргызстан отправится 50 тысяч тонн бензина светлых сортов. И ожидается, что география экспорта казахстанских нефтепродуктов будет только расширяться.

ШУХРАТ ДАНБАЙ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР ПО ПЕРЕРАБОТКЕ НЕФТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ:

- Согласно двухстороннему соглашению, которое уже подписано, одобрено с Кыргызстаном, в октябре мы планируем отправить первую партию 92-го бензина. Павлодарский завод возобновил выпуск авиационного топлива, реактивное топлива РТ высшего качества, сейчас все авиакомпании с удовольствием начали приобретать эту продукцию.

Тем временем, республика не намерена останавливаться на достигнутом. Для дальнейшего развития отрасли, в Казахстане начата разработка предварительного технико-экономического обоснования четвёртого нефтеперерабатывающего завода. Напомним, сейчас в республике работают три НПЗ. После того, как Атырауский и Павлодарский заводы реконструировали, переработчики смогли закрыть потребности страны в ГСМ. Но в перспективе бензина, в первую очередь, высокооктанового, республике потребуется намного больше.

МАГЗУМ МИРЗАГАЛИЕВ, ВИЦЕ-МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК:

- Сегодня очень большое внимание уделяется транзитному потенциалу, открытию новых транспортных маршрутов Западная Европа - Западный Китай. Вот эти все факторы они и вкладываются в обоснование строительства нового четвёртого завода. Мы должны ответить на вопрос о мощности этого завода. И где он должен находиться: вблизи ресурсов или вблизи потребителей.