Институт батыров. Секреты воспитания от номадов

Институт батыров. Секреты воспитания от номадов

Казахи с малых лет растили мальчиков как батыров. И стоит отметить, что в степи никогда не было пеших батыров. Батыром мужчина мог называться только тогда, когда находил себе боевого коня. Об этом говорится во всех тюрко-монгольских эпосах о батырах. Когда рождался мальчик, все родные и близкие начинали искать ему подходящего коня. Искали коня везде, в том числе и у родственников, советовались со знатоком коней.

Стоит ли удивляться тому, что наши предки мечтали о том, чтобы их сыновья выросли славными батырами. Именно поэтому ребенка приучали к седлу с самых ранних лет.

Слово «батыр» в переводе с казахского означает богатырь. Казахи использовали это слово и в другом значении: батырами называли доблестных воинов, которые совершали подвиги, защищая свою родину. Истории о батырах передавались из уст в уста, на них равнялись, ими гордились.

СТАНИСЛАВ ПОТАПОВ, АРХЕОЛОГ, РУКОВОДИТЕЛЬ КЛУБА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ:

- Сакский курган, примерно VII век до нашей эры. На курган положено подниматься. Это дань уважения и похороненному здесь достаточно знатному воину, и людям, которые жили в прошлые века. Курган - это не просто захоронение, это своеобразный храм. Здесь проходило обучение, воспитание. Всевозможные празднества всегда привязывались к курганам. Расположение кургана над большой равниной неслучайно. Это главный курган большого могильника. Знатный воин приводил сюда своего маленького сына и показывал ему: «Вот видишь простор за моей спиной. Это земли, которые ты должен будешь защищать. Это люди, которым ты должен помогать». Так с самого раннего возраста воспитывалась ответственность.

Любые конные игры – это всегда подготовка к войне. И каждая игра имеет какую-то свою специфику. Наши предки с детства начинали обучать детей аударыспаку, кокпару и другим видам национальных игр. Сидя верхом на жеребятах, баранах или молодых бычках, малыш проводил свои первые сражения.

У взрослых джигитов основным методом тренировки становились многочисленные соревнования и поединки ради разрешения спора.

Для чего казахи обучали сыновей воинскому искусству? Будущих батыров готовили к поединкам. Как известно, профессиональные поединки, которые предотвращают военные столкновения, появились еще в эпоху бронзы, это 18-16 век до нашей эры. Воины, участвующие в таких поединках, могли решить исход столкновения и предотвратить дальнейшие военные действия.

Позже, в эпоху саков этот элемент воинского искусства уже не использовался столь активно. Начиная с ІІІ века до нашей эры, институт военных поединков начинает возрождаться и в период тюркских войн достигает расцвета.

Институт батыров позволял сохранить огромное количество жизней. Во времена казахо-джунгарских войн существовало правило: то войско, чей батыр побеждает во время поединка, получает право атаковать соперников, которые в свою очередь, были обязаны защищаться, не сходя с места. Конечно же, безусловное преимущество получало войско батыра – победителя, ведь исход сражения напрямую зависел от скорости, которую набирала конницы атакующей стороны.

 «Что наша жизнь?» - «Игра!» - отвечали поэты. «Борьба!» - поправляли философы. А номады соединили оба ответа воедино: борьба для них в обыденной жизни была игрой, но в случае появления внешней угрозы борцы становились бесстрашными воинами. Казахи всегда славились свободолюбием. И за свою свободу всегда готовы постоять!