Почему китайцы боятся горлового пения?

Ансамбль «Туран» часто гастролирует. Однажды, перед выступлением на Тайване, организаторы попросили музыкантов  показать, что же услышит публика. Одним из произведений оказалась композиция «Ер Туран», целиком построенная на экспрессивном горловом пении. Организаторы попросили казахских артистов исключить этот номер. Объяснили тем, что китайский слушатель испытывает страх и дискомфорт от горлового пения. Дескать, это генетическая память напоминает им о набегах степных войск. И действительно кочевники перед нападением устраивали распевку и психологически воздействовали на противника.

Абзал Арыкбаев, музыкант-этнограф: 

-  Горловое пение, гортанное, по сути, является шаманским. Изначально оно использовалось во время древних обрядов. Звук, который лечит человека, который заставляет впадать в некое состояние транса. Позже посредством горлового пения музыканты начинали петь героический эпос. Он стал инструментом сказителей. На сегодняшний день это не совсем светский. Этот инструмент погружает человека в прошлое. В некое состояние транса. И как бы мы не говорили, что это вид искусства, это вид пения, но оно все равно переплетается, берет основу у древних мировоззрений и шаманских обрядов. Испокон веков горловое пение было доступно как мужчинам, так и женщинам. Но в основном, это были представители мужского пола. Женщины горловым пением тоже владеют, поскольку женщины - яркий пример шаманизма. К сожалению известно, что был период жизни казахского этноса, когда шаманизм преследовался. Как любая религиозная составляющая. Давление происходило как со стороны сил исламизирующих, так и со стороны партии. Преследовались до такого масштаба, что в Казахстане практически не осталось шаманов.

Человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Изначально к небесам обращались или с молитвой, или с песней. Горловое, гортанное пение характерно практически для всех представителей тюркского мира. Хотя исследователи и тирольский йодль считают близкой разновидностью горлового пения. В Великой степи это искусство существовало в период скифов, гуннов, древних тюрков. Но сейчас в Казахстане лишь на территории современной Кызылординской области остались народные исполнители, владеющие этим искусством. Причем, той частью, которая использовалась для эпических сказаний. Самый мистический, низкий тип исполнения - кыргыра - ушел в забвение.​