Дана Муса – балерина и хореограф, режиссер и педагог, модель, ученица Ива Касати (Yves Casati, Парижская Опера), Прошла стажировку у Фредерика Лазарелли (Национальный балет Мексики), в Национальном Центре Танца Франции (CND). Будучи родом из Казахстана, в 2010 году Дана Муса приезжает в Париж для продолжения обучения балетному искусству и режиссуре танцевального кино.

Спустя три года Дана с другими артистами создала в Париже Культурную Ассоциацию Этно Балет. Это единственная ассоциация во Франции и во всем мире, где смешаны классический балет и ритуальные танцы номадической культуры Средней Азии. 

Этно Балет – это физически-спиритуальная философия идеальной женщины, целью которой является внешняя красота и внутренняя гармония. Это больше чем просто танцевальный стиль или набор физических упражнений, это внутренний настрой, состояние, установка, эмоция, персонаж, характер, дух, которые проникают через тело и остаются в нем. Сам Геродот писал, что Томирис была идеалом Женщины: быстрая наездница, лучшая Амазонка своего войска, непобедимая Царица, мудрая Мать, и наконец, «красавица-Богиня с тонким станом, золотыми волосами и гордой осанкой». Коды этих священных плясок сакских Цариц, как секрет красоты и успеха, сохраненные через тысячелетия, составляют основу Этно Балета.

Мы посетили первую фотовыставку Даны Муса, которая проходит в Париже. И из ее уст услышали толкование 7 архетипов. Надеемся, читательницам сайта KAZAKH TV будет интересна философия настоящей женщины.

ПЕРВЫЙ АРХЕТИП

ОХОТНИЦА. АҢШЫ. CHASSEUSE

Семь архетипов - это семь театральных персонажей, но в то же время это семь этапов духовного роста Женщины. Мы начинаем с охотницы, потому что это первый архетип, самый примитивный. Это дикая женщина, которая, живет в лесу, женщина, которая охотится, и самое главное, она может охотиьтся. Она добывает для себя, для своей семьи. Она не пассивная женщина, которая ждет, что кто-то придет и накормит, принесет на блюдечке. Она сама может сделать это. Она сильная, смелая. Конечно, если ей принесут, она будет рада, так как не нужно забывать её женственную сторону, она не мужчина.

Дана c детства любила читать историю скифов, сарматов.  Эти племена, их образ жизни вдохновляли ее. Они существовали до прихода Ислама, и даже до христианства. Они еще не казахи, но являются предками современных казахов. В то время женщины играли ключевую роль в обществе. Их уважали, они были сильными, умными. Они везде в движении. Это показывает дикую, экспрессивную сторону женщины. Представляя образ охотницы Дана делает акцент на волосах. Она считает, что волосы — это сила и красота женщины.  Для казахской женщины тем более. Здесь нет определенного костюма. Чтобы все выглядела естественно, использованы натуральные ткани.

ВТОРОЙ АРХЕТИП

НАЕЗДНИЦА. ШАБАНДОЗ. CAVALIERE

Женщина - скорость, женщина -ветер. Пространство – её спутник, животное – её друг. Здесь мы можем увидеть эволюцию. Потому что она уже не охотится на животных, она уже в гармонии со своим животным, со своей лошадью как друг. Эта женщина не является жертвой обстоятельств, она не сидит на одном месте, она идёт и ищет. Если ей что-то не нравится, она может искать и найти свой путь, свой новый дом. Наездница, которая не боится отправляться в путешествие. Как и все номады. Стоит отметить, в этом образе движения уже более вытянуты, взгляд сконцентрирован, уже нет предыдущего хаотичных действий.

ТРЕТИЙ АРХЕТИП

АМАЗОНКА. AMAZONE

Женщина-воин. Выносливая, быстрая, сильная, а главное, умная. Теперь она не просто агрессивная, она уже может все просчитать, атаковать и защищать. Защитить себя, своего детёныша, свою семью. Когда ты передвигаешься как кавалер, у тебя на пути всегда какие-то препятствия, проблемы, поэтому движение рук и ног как лук и стрела. Руки могут быть как сабля или как ножи. Для амазонки движения рук и ног очень важны, так как они практические в геометрический форме. Четкая позиция, определенные направления. Чтобы передать дух амазонки вкладываешь много энергии. Дана представляла себе амазонку в золотых тонах. Прототипом послужила величайшая находка современности – Золотой человек.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРХЕТИП

ШАМАН. ЕМШІ БАҚСЫ. CHAMANE

После трудной битвы любой человек, тем более женщина устает, она ранена, возможно она болеет. Не только физически, но и морально. Ресурсы и эмоции почти исчерпаны. Поэтому шаманка  олицетворяет образ степного лекаря. Шаман — это женщина, которая лечит себя, и лечит других. Она обращается к духам, таким образом как бы уходит в другой мир. Она имеет связь с космосом, с небом. Поэтому, она двигается хаотично: направо, налево, вниз и вверх. У нее нет каких-либо ограничений. Она может все. Она очень экспрессивная и энергичная. Она создает энергию, чтобы вылечиться и лечить. Что касается костюма, она одевается в бесцветное. Акцент делается на рисунках. Здесь есть рисунки глаз, олицетворение неба, солнца. И у нее есть украшения, которые звенят. Звук и рисунок - это самое важное. Волосы служат проводником, так она держит связь с природой.

ПЯТЫЙ АРХЕТИП

ЖРИЦА. АБЫЗ. PRETRESSE

Следом за шаманкой идет жрица. Она еще более ритуальная. Потому что она уже имеет всю власть, которая идет извне и свыше. Загадочная, скрытная и мистическая. Она соблазняет и манит, приходит и исчезает. Когда-то  вавилонские и сирийские короли ходили к жрицам за советами: стоит ли начинать ли войну, принимать ли то или иное решение. Жрицы знали все и имели постоянную связь с космосом. Если шаманка постоянно устремляется в ввысь, у нее все вытянуто вертикально, то у жрицы движения маленькие, деликатные, как будто полуприкосновения, ей не нужно быть экспрессивной, потому что даже маленькое прикосновение, микрожест  может о многом рассказать. У неё словно много секретов, загадок, маленькими волнами и вибрациями она будто приоткрывает завесу тайны. Кстати, именно такие движения делать не легко, проще сделать что-то большое. На самом деле маленький жест может дать большой импульс.

ШЕСТОЙ АРХЕТИП

ЦАРИЦА. ПАТШАЙЫМ. REINE

После жрицы мы идем к царице. Казалось бы, в руках жрицы сконцентрирована вся власть, но это не так. У царицы уже тотальная власть над всем и всеми. У нее и спиритуальная, и военная и политическая, и любая власть. Волевая и мудрая. Это Женщина воплощение идеала. В ней собраны все пять земных предыдущих женских персонажа. Женственная, но жесткая, воинственная, но мягкая. Правитель, жена и мать. Здесь нетрудно догадаться, что Дану вдохновили царицы Зарина Томирис. Дана настолько прониклась этими персонажами, что в каких-то личных жизненных ситуациях она спрашивала себя: а как бы поступила бы царица Томирис на моем месте? В образе царицы Дана больше всего сделала акцент на волосах. Длинные золотистые волосы  в косичках до земли,  как корни. Это её связь со своей землей, нацией, страной.

Царица не только управляет,  она ещё и несет большую ответственность, ей нелегко. Она альтруист. Она думает обо всех: о своем народе, о своих собственных детях.  Раньше царицы были во главе государства. Если мужчины шли и атаковали, чтобы завоевать новые земли, захватить чужие богатства, то женщины их останавливали,  так как победа – это неминуемая смерть воинов. Царица не только командует, она как мать заботится, оберегает и помогает.

СЕДЬМОЙ АРХЕТИП

БОГИНЯ. ҚҰДАЙ АНА. DEESSE

Казалось бы, ну кто же может быть лучше царицы? Құдай ана! Богиня! Это архетип женщины, которая отдает. Это уже почти не человек. Она выше его. Её не интересует ни власть, ни контроль, ни богатство, она выше всего. Её миссия —отдавать, прощать, забывать обиды, делиться. Когда-то в Вавилоне была богиня Иштар, богиня Любви, а в казахской мифологии есть Умай ана, Домалак ана. Из представителей современности к их числу можно добавить и Мать Терезу. В этом образе больше внимания к рукам. Лицо и тело покрыты, а руки – нет. Это символ щедрости. И цвета здесь бело голубые, как воздух, небо, вода. Ангелов и богов мы не видим, но они есть везде, они постоянно с нами. У нее нет ни запаха, ни цвета, ни веса, но она есть. Она как ангел, которая шепчет нам добрые слова, помогает нам в добрые минуты. Но это не просто фантазия, можно быть ею. Но конечно не всем быть матерью Терезой. Это очень сложно. Но каждый день, в какие-то минуты, секунды жизни женщины могут  быть богинями. Наивысшая щедрость - уметь открыть свое сердце. Когда ты желаешь кому-то добра, ты сам становишься богаче, добрее. «Можно быть чуть-чуть богинями каждый день. И к этому должна стремиться каждая женщина», - не устает повторять своим ученицам Дана.

Дана Муса олицетворяет свое имя. Она еще молодая, но мудрая, хрупкая, но в то же время сильная. Каждое её слово наполнено глубоким смыслом. Мы желаем успехов в ее нелегком, интересном, творческом и Женском пути.

Этно Балет или история казашки в Париже

Этно Балет. 7 архетипов идеальной женщины

Материал подготовила Айгуль Айтмуханова

Автор текста Алма Сайлауқызы, Астана-Париж

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Похожие новости

Комментарии