Казахи очень радовались, если первой в семье рождалась девочка. В таких случаях говорили, что  «расширился горизонт». Первое условие достатка – девочка, считали они. Казахи всегда очень бережно и ласково относились к своим дочерям. «Дочь рождается для чужих. Она здесь гостья не на долгий срок»,  - говорят в народе, оберегая своих дочерей. Девочки никогда не садились у порога. Их место было на самом почетном месте. Дочь красиво одевали, вкусно кормили, давали ей самого лучшего иноходца, ухаживали за ней, как за дорогой и любимой гостьей, баловали и лелеяли. Потому как, кто знает, как сложится судьба: будет ли счастлива на новом месте, в доме мужа, или все обернется по-другому? «Поэтому, пусть живет в родительском доме беззаботно и весело», - говорили родители и близкие.

Девочка росла в доме отца как нежный цветок -  красный мак. Ведь мак быстро раскрывается,  быстро цветет, радуя взор, но и быстро отцветает. Так и здесь, веселых дней девочки в родительском доме немного, беззаботная пора коротка. Возможно, поэтому старались воспитать ее мастерицей на все руки,  примерной, аккуратной, чтобы ее не осуждали в доме мужа, чтобы не было нареканий из-за нее в адрес семьи, рода и даже всего аула.

До семи лет девочка беззаботно живет, играет в семье. Играет в куклы, одевает ее, шьет ей наряды, строит для нее домик, выдает ее замуж. Все это - подготовка к ее будущей жизни. Ближе к семи годам девочке начинают внушать мысль: «С завтрашнего дня ты будешь носить сережки. Проколем тебе уши. С этого времени ты будешь настоящей девочкой. Ты подрастешь, повзрослеешь. Ты уже  не будешь играть, бегать с другими ребятами,  слоняться без дела,  про куклы надо будет забыть», - так  близкие психологически готовили свою дочь. Все это воспринималось  ребенком с пониманием. Ребенок начинал с нетерпением ждать этого момента. Ей не терпелось стать взрослой.

Казахи уже в семь лет прокалывали девочке уши. Это не просто неизбежный и необходимый процесс.  Это то же самое, что проводить обрезание для мальчика. После того, как девочка, проколов уши,  начинает носить серьги, в  психологии девочки, в сознании,  поведении, в ее облике происходят большие изменения. На праздник «сырга той» собирались только  женщины.  Проколоть уши доверяли уважаемой, многодетной женщине, у которой была легкая рука. Даже среди народа были женщины, которые обладали ловкостью рук, умели безболезненно проколоть девочке уши.

Как только  прокалывали девочке уши, на голову надевали тюбетейку с совиным пером. Надевали платье с двумя оборками и камзол. С этих пор она сразу же ощущала себя настоящей повзрослевшей девочкой. Девочка, вчера только игравшая беззаботно на улице, не бросавшаяся на глаза, надев тюбетейку и платье с оборками, вдруг превращалась в подростка.  

Так начинается  воспитание девочки, в котором принимал участие весь аул. В связи с этим даже существует  поговорка «Қызға қырық үйден тыю» - «Девочке - запрет из 40 домов».Это не значит критковать ее беспощадно, запрещать, день и ночь строго учить. Это означало, что девочка должна из каждого дома аула взять что-то полезное, хороший пример, который пригодится ей в дальнейшей жизни. Быть хорошей невесткой, затем быть примерной матерью – все это в первую очередь зависит от воспитания в семье.

«Не умеющий лелеять девочку, превратит в рабыню, не умеющий ткать  шелк, превратит в лохмотья». Эта пословица проявление еще одного уважения казахского народа к своим дочерям.  Растить девочку, лелеять ее, а затем счастливо выдать замуж - святая обязанность родителей. А основное воспитание девочки, нежной и слабой как цветок, всегда полностью лежала  на матери. Подрастая, она делится своими секретами с сестрами, с женами братьев. Но главный человек в ее жизни – это мать. Не зря казахская пословица гласит: «Прежде чем жениться, сначала взгляни на ее мать». Если мать воспитанная, то и дочь будет такой же. Поэтому в старину, прежде чем жениться и выбрать невесту, обращали внимание на мать девочки. Все оценивалось критично - речь, поведение,  походка. Воспитание проводится не на словах, а на на личном примере.

В воспитание девочки, согласно казахским обычаям и традициям, входит культура ношения одежды и  ювелирных украшений. Наш народ относился к своим дочерям как к цветку, одевали в красивые одежды, украшали различными ювелирными изделиями. Уже в 3-4 года для дочери специально заказывали «детский браслет», сережки. Таким образом воспитывали в девочке с детства эстетический вкус.

Казахская девушка никогда не распускала свои волосы. Она заплетала их в одну или две косы, даже в несколько косичек и закидывала их за спину.  В старину в концы волосы девочки обязательно вплетались шолпы. Звуки шолпы сливались с ее звонким смехом, оказывая влияние на ее поведение, образ жизни. Стоит отметить, что казахские ювелирные изделия словно изначально  были предназначены для воспитания девочек. Скажем, шолпы – украшение, издающее нежный звон. Если девочка будет ходить степенно, красиво и гордо, то звон шолп будет тихим и мелодичным. Если же девочка ходит несдержанно, как попало, то и звон шолп будет звучать неприятно. Уже по одному звуку шолп замечали, каким характером обладает девочка, какая у нее походка. Кроме того, при изготовлении сережек учитывали тип лица девочки, ее внешний облик. Например, круглолицым девочкам вдевали в уши удлиненные серьги, а скуластым девочкам - красивые круглые сережки. Все украшения, которые носила девочка  – ожерелье, талисман, вышивка на груди, амулет - воспитывали в ней стремление к красоте.

А еще необходимо рассказать о кольцах, которые надеваются на три пальца сразу. Посередине расположено или круглое, или треугольное украшение, от них исходят цепочки, которые соединяются с кольцами. Получается цельное украшение. Ее девушки носят, уже повзрослев.  В основном такое украшение дарят девушке перед ее замужеством.  В  юном возрасте она их не носит. Почему? Потому что одно кольцо символизирует родственников со стороны матери,  второе кольцо – ее собственный род, третье  – родственников со стороны мужа. Объединившись в одном месте, они создают новую семью – новую юрту.  После установления своей юрты формируется твой род, твоя родина. Вот сколько смысла заключено в этом украшении. Только во взаимодействии с этими тремя группами родни, будет царить благоденствие в твоей юрте. А если ваша семья будет крепкой, это значит, что и весь ваш род, все родственники, а значит родина, будет крепкой и нерушимой.

Сегодняшняя сноха – вчерашняя девочка-подросток, выросшая в доме своих родителей. Учить молодую невестку выполнять свои обязанности, воспитывать ее – после матери это долг свекрови. Свекровь, обладающая большим сердцем, мудростью и опытом, обращается с невесткой как с дочерью, учит всему, что знает сама. Учит тому, что она еще не знает. Рассказывает об особенностях семейного уклада, с правилами, установленными в семье. Как проявлять свое уважение к свекру? Как следует называть деверя и младшего брата мужа, как обращаться к другим невесткам этой семьи, золовкам? Объяснить переступившей порог девушке  такие  семейные ценности, внушить их - для свекрови неписанный закон, а для молодой невестки -  счастье!

Обычно в первое время за молодой невесткой наблюдает множество глаз, внимательных и критичных. Все внимание приковано к ней. Ее поведение в доме, отношение к окружающим, приготовление еды – все это оценивается новыми родственниками. И в это время проявлять большую заботу о невестке, оберегать ее, поддерживать, повести ее дальше по жизни  должна свекровь.

Как правило, новую сноху никто не считает чужой.  Потому что с этого дня она является членом этой семьи, членом большого рода. У нее здесь есть свое мнение, свое определенное место. Отныне она считает эту семью ближе, чем своих родителей. Если она сегодня сноха, то завтра – мать и хозяйка этого дома, а затем бабушка – все это ясно и без слов. В старину не было принято устраивать невестке экзамен, критиковать ее. Если прозвучит в адрес невестки какое-либо замечание, то это замечание в первую очередь относится к семье мужа. Воспитать невестку, обучить ее правилам этого рода  – все это становится обязанностью членов ее новой семьи.

После того как пройдут свадебные торжества, в старину бабушки и дедушки приходили в дом, чтобы испить чай из рук молодой невестки. Как невестка встретит гостей, как будет держать себя за  дастарханом? Это, можно сказать, первое испытание для молодой невестки. Этот обычай называется «келин чай». Невестка садится у самовара. Начинает разливать чай.  Чай надо наливать бесшумно, тихо. Для этого надо поднести к кранику самовара край пиалы. Нельзя допустить, чтобы на поверхности чая образовалась пена. Иначе это будет считаться  неприличным. Затем таким образом подается чай. То есть подается правой рукой. Нельзя допустить, чтобы первоначально чай был густым, а впоследствии жидким, поэтому наливать надо равномерно, не спеша. Все это замечается старшими, дается оценка. Дедушки обязательно дают бата - свои искренние пожелания. Желают рождения детей, чтобы в доме всегда был достаток, благополучие. Бабушки снимают с пальцев свои кольца или серебряные браслеты и дарят молодой снохе с пожеланием положить посуду для купания малыша. Это когда уже родится ребенок и через 40 дней после его рождения необходимо символично искупать его в 40 ложках воды, куда будут положены и эти серебряные изделия. После чаепития, выходя в дверь, она не должна поворачиваться к сидящим  на почетном месте спиной.  Следует выйти либо боком, либо пятясь назад.

Придавая большое значение судьбе будущих поколений, наш народ  нимкогда не оставлял без внимания воспитание девочек, воспитание невесток.  «Нация образуется из потомков», - этого принципа он придерживался всегда. Именно поэтому он растил дочерей в любви и заботе, всячески оберегал. Старался  дать хорошее воспитание, и первым их пожелением было  «чтобы ее имя произносилось с  уважением».

Пусть наши потомки верно хранят обычаи и традиции предков, пусть сыновья будут мужественными, девочки – воспитанными, а невестки –  скромными!

Подробнее в выпуске проекта "Современные номады"

Подготовила Айгуль Айтмуханова

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Комментарии