Оглушительно-жаркие объятия Дели. Привыкнуть к ним, пожалуй, невозможно – уж слишком непредсказуемы. Как и сам город. Дели. Столица семи империй, каждая из которых оставила свои знаки. Самый загадочный - символ делийского султаната  Кутуб Минар. Тайна, что в Великой степи начинается.

КОЛОННА ПОБЕДЫ

В череде дел рутинных возведение этого комплекса доставляло правителю Кутуб ад-Дину самую большую радость. Дела государственные забирали много сил: наладить систему налогообложения, провести земельные и финансовые реформы. Именно он, говорят историки, создал первую эффективную мусульманскую администрацию.

Собрать историю по кирпичику - рядом с самым высоким кирпичным строением в мире. Считается, что это минарет рядом стоящей мечети – она сохранилась лишь фрагментарно. Кувват-уль-Ислам - Мощь Ислама -известная также как мечеть Кутуб. Это самое раннее архитектурное сооружение в индо-мусульманском стиле.

Это комплекс, который представляет собой еще много загадок, неразгаданных тайн, потому что на территории Кутуб Минара археологические раскопки ограничены.

Потому и теряются исследователи в догадках – для какой цели была возведена эта башня. С высоты 73 метров призыв к молитве верующие возможно и смогут услышать, но как быть с подъёмом на эту высоту?

Подниматься на такую высоту муэдзины никак не могли. Скорее всего эта была сторожевая башня, потом она приобрела религиозное значение. Либо это памятник в честь победы ислама. Подобные «башни победы» в Индии, кстати, возводили и раньше.

Первый этаж согласно местным легендам так и называется - Виджай Стамбх - «Колонна Победы». Но больше всего это строение известно под другим именем.

Согласно большинству мнений, величественную башню назвали в честь ее создателя - основателя Делийского султаната – Кутуб аддин Айбека.  Это подтверждают и выбитые в камне даты -  строительство мечети было закончено в конце 12 века. Времени, когда в истории – индийской, общетюркской, мировой и самое главное письменной появляется имя этого правителя - бывшего раба.

РАБ ИЗ СВОБОДНОЙ СТРАНЫ

Даже первый ярус Кутуб-Минара было видно из любой части его новой столицы. Но слава самого Айбека простиралась далеко за пределы Дели.

Мастера, собранные с разных концов империи, увековечивали в камне историю Делийского султаната, а он вспоминал свою. Как в незнакомой стране, оторванный от родных подросток одиноко стоял в толпе таких же невольников. Слез не было - не пристало плакать потомку народа, почитавшего свободу превыше всего.

«Он был куплен главным судьей и губернатором Нашапура  - Кади Фахр-ад-дином. Айбек вырос в обществе сыновей своего хозяина, и вместе с ними он научился читать Коран, а также научился искусству верховой езды и стрельбы из лука». Сирадж ад-дин аль-Джузджани «Табакат-и Насири».

Эта хроника написана несколько позже – в середине 13 века. Но исследователи уверены, автор определенно пользовался первоисточниками при ее составлении.

«За короткое время Айбек стал известен благодаря своей смелости. Когда он достиг возраста мужа, султан Мохаммад Гури купил его у судьи. Тюрк обладал всеми качествами и добродетелями, но внешне был не привлекателен. Мизинец на руке его был сломан, поэтому его и звали Айбек, «покалеченный». Сирадж ад-дин аль-Джузджани «Табакат-и Насири»

По другой – более распространённой версии – это довольно распространённое имя тюркского происхождения, означает повелитель Луны.

Откуда родом повелитель луны – тоже история смутная. Большая часть источников в качестве его отчизны упоминает Туркестан. Скорее всего, средневековые авторы имели в виду так называемую страну тюрков – в земли, которой входила и территория современного Казахстана.

Существуют разные версии относительно его происхождения. Есть версия о том, что он происходит из туркменского племени «халадж», хотя в большинстве случаев его называют кипчаком.

Вопрос происхождения самих кипчаков довольно сложный, но согласно источникам, а точнее самому раннему из них – стелле Бильге-кагана – это народ, также имеющий тюркские корни.

ОСЬ ВСЕЛЕННОЙ

Эрмитаж. История царствующих рабов в коллекции мирового наследия и его личная. Продолжение. Военная карьера Айбека сложилась блестяще – многие победы в Северной Индии были связаны именно с его именем. Даже трактат средневековый сохранился. Так и называется – «О превосходстве тюрков над другими воинами».

«Тюрки в своей службе никогда не падают так низко, как другие невольники, принуждённые в плену подметать пол, и делать другую работу. Невольничье положение тюрков всегда имело ограниченную силу и определённые пределы. Избавившись от оков, тюрок не будет чувствовать себя удовлетворённым, пока не станет во главе войска, либо командиром крупного отряда и влиятельным военачальником в войске» Абу Ибн Хассул, «О превосходстве тюрков над другими воинами»

Отрядами бывшего раба завоеваны многие территории и Дели в их числе. Он сам уже не просто свободен, а стал доверенным полководцем султана Мухаммада Гури, что когда-то выкупил его.  В благодарность за верную службу султан поставил Айбека наместником Северной Индии.

Теперь он наконец-то мог заняться и тем, к чему лежала душа – созиданием. Согласно источникам, Айбек и раньше возглавлял строительство сторожевых башен и крепостей. Кстати, многие мамлюки покровительствовали искусству. Они строили огромные комплексы, больницы, медресе, мавзолеи, потому что это считалось проявлением благочестия и считалось предметом престижа.

Изящная резьба по мрамору и песчанику, традиционный растительный орнамент, индийская и арабская вязь. Кутуб минар.  Говорят, при строительстве применялись материалы из разрушенных им местных храмов. Но почему тогда не стали уничтожать рисунки на камне?

В любом случае Айбек, ставший правителем Северной Индии и Афганистана, после гибели султана Гури, запомнился потомкам не только как создатель прекрасных памятников архитектуры.

Султан Кутб ад-Дин был храбрым и милостивым царем. Всевышний наделил его смелостью и великодушием.  Не было царя, подобного ему с востока на запад. Когда Всевышний желает показать своему народу пример величия, он наделяет одного из своих рабов мужеством и щедростью.

Впрочем, правление Айбека долго не продлилось. В 1206 году он получил титул Кутб ад-Дин – ось вселенной, а спустя четыре года скончался.

Загадочная смерть основателя Делийского султаната – тоже вызывает немало вопросов. Его придавило конем во время игры чоуган – древнеиранский вид спорта, напоминающий современное поло.

ДОРОГА К НЕБУ

Кутуб-минар. Таким ли Айбек  представлял свое творение -  неизвестно. На самом деле он его не завершил. Он умер раньше. Но теперь это символ  Дели.

Существует легенда, что сделать башню такой высокой была идея следующего правителя – Ильтутмыша. Его супруга, она же дочь Айбека каждое утро уходила полюбоваться рекой. Строители поставили балконы и жена султана наслаждалась пейзажем, уже не покидая супруга. Романтическая история с реальностью вполне сочетается. Кутуб минар  достраивали после смерти Айбека.

Снизу красный песчаник, а выше – мрамор. Несмотря на разницу в отделке башня до сих пор поражает воображение своей красотой. Священная вертикаль, символически соединяющая небо и землю, ажурный узор которой словно тайные письмена, и разгадать их еще только предстоит.

Подробнее в выпуске проекта "Загадки истории" 

Материал подготовила Айгуль Айтмуханова

Автор текста Наталья Маркова

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Комментарии