Кочевники считали, что в жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключен супружеский брак, пол будущего ребенка и время смерти. Каждому из этих этапов соответствовали специальные обряды, содержащие в себе магические элементы. Настало время рассказать о том, почему для казахов так важен выбор спутников жизни и как происходит сватовство.

Одинокий бессемейный человек в среде кочевников вызывал негативное отношение, он как бы олицетворял собой отсутствие Божьей милости, убогость. Таких сторонились. Например, вдов не приглашали на праздник, связанный с рождением малыша, чтобы их одиночество не спроецировалось в будущем на ребенка.

Создание новой семьи было важным этапом в жизни рода, к этому готовились заранее, родители подыскивали сыну достойную пару. Право наследования у казахов шло по отцовской линии.

Обряд сватовства по-казахски называется құдалық. Если семьи договаривались о браке еще не рожденных детей, то таких сватов называли «БЕЛ ҚҰДА». Когда родители соглашались на союз мальчика и девочки, уже лежащих в колыбели, то таких сватов именовали  «БЕСІК ҚҰДА».

Құдалық был по сути целым институтом, обряд мог длится годами — пока подрастают будущие новобрачные. Но жизнь современных казахов подчинена иному ритму. Переговорщиков нынче никто на чужую сторону не засылает. Предложение руки и сердце от жениха передают сразу сваты — құдалар.

Выбор сватов - это тоже специальный ритуал. Их список обсуждают всей семьей, это важное событие и важная миссия, все относятся ответственно к церемонии сватовства. С обеих сторон делегацию возглавляют самые старшие в семейно-родственной группе, которых именуют «БАС ҚҰДА».

Раньше главный из сватов «бас құда», заходя в дом невесты, вешал камчу на почетном месте. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (казахи это называли - қамшы қайтару).

Желательно чтобы среди сватов были авторитетные люди, так как в доме невесты могут возникнуть серьезные споры , по-казахски называется «Жанжал». Эти люди  должны преодолеть все трудности. Это, как  правило, опытные, уважаемые люди, прекрасные собеседники, которые могут уладить спор.

Обычно стараются, чтобы среди сватов были знакомые стороне невесты люди: сокурсники, односельчане или из одной родо-племенной принадлежности. Тогда вообще ситуация изменяется, легче разговаривать.

В миссию сватов входит не только склонить родителей невесты к браку, но и вручить традиционные подарки. Во время кудалыка стороны  договариваются о дате ответного визита родственников невесты, о том, сколько приедет сватов, когда и где пройдут свадебные тои и об условном калыме.

Сам выкуп являлся своего рода материальной ответственностью, выплачиваемой гарантией соединения, брака двух молодых, и его прочности. Вообще, это слово «қалыңдық мал». То есть скот, выплачиваемый за невесту.  Раньше, в советские времена, его называли по-русски «калым». Это неверное понятие - будто казахи продавали своих дочерей за скот. На самом деле, выкуп-то возвращался с приданым. Он был одним из видов обмена подарками у казахов.

У казахов если за невесту дают плату, то родители невесты еще больше обратно возвращают. То есть этот выкуп как бы показывает состоятельность жениха в качестве будущего главы нового хозяйства.

Тем временем на кухне готовится и украшается «құйрык бауыр», сваренная печень с курдючным салом, разрезанные на маленькие полосы или пластины. Согласие или одобрение сватовства стороной невесты выражается в преподношении гостям этого ритуального блюда.  Тарелку с ритуальными кусочками подносят сватам жениха, те по очереди берут, едят и дают взамен деньги.

Понятие печени у казахов более широкое, это то, что связано с кровью. Это значит - мы стали единокровными.

Сваты с обеих сторон взаимно угощают друг друга, как бы закрепляя этим узы сватовства («құдалық») и будущего родства на долгие годы.

А если при этом присутствует жених, то ему преподносят баранью грудинку («төстік»). Грудинка исполняет символическую функцию, обозначающую дружбу, близкие отношения, выражает близкое родство. Грудинку дают зятю, как главной личности, явившейся причиной дружбы.

Сваты прощаются, хозяева и родня их провожают, обнимаются.

Семейный быт казахов вобрал в себя все лучшее из многовекового опыта предков. Да, некоторые ритуалы трансформировались, упростились, а то и вовсе исчезли. В то же время внутреннее содержание свадебной обрядности сохраняет национальный колорит и сватовство по-прежнему остается одним из особенных событий в жизни казахской семьи.

Подробнее смотрите в проекте "Этнографический атлас"

Материал подотовила Айгуль Айтмуханова

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Комментарии