В преддверии Дня Земли в Информационном центре атомной энергии прошла лекция по опреснительным технологиям для школьников специализированных школ и студентов физико-технических факультетов Астаны. 

Этот день напоминает нам, что каждый из нас обязан своим существованием нашей планете и ее экосистемам, которые сейчас истощаются. Одна из основных проблем - это дефицит водных ресурсов.

По данным всемирной программы ООН по оценке водных ресурсов (WWAP) потребление пресной воды за последние полвека утроилось. Во многих регионах по-прежнему сохраняется неравный доступ к безопасной питьевой воде. Если ничего не предпринимать, то без чистой воды к 2030 году останутся почти пять миллиардов человек, а это около 67% населения планеты. 

Общий объем воды на Земле – примерно полтора миллиарда кубических километров, из которых лишь 2,5% приходится на пресную воду.

По словам лектора Бауржана Дуйсебаева, куратора «Инновационной школы» НАК «Казатампром», опреснение и повторное использование воды являются одним из основных способов решения проблемы. И этот метод в Казахстане успешно использован одним из первых еще в далеком 1973 году при Советском Союзе.

В то время в городе Шевченко, ныне Актау, необходимо было построить инфраструктуру города и обеспечить достойное проживание людей в безводной пустыне.

Так в городе Шевченко был построен ядерный реактор-размножитель БН-350, включающий три тепловые электростанции и установку с тепловым опреснительным оборудованием, а также батареи по производству питьевой воды из морской. Уникальный комплекс обеспечивал население города и его промышленные предприятия водой, электрической и тепловой энергией.

«Никто бы не смог освоить этот полуостров в пустыне, если не был бы построен такой реактор. Это был первый в мире реактор-размножитель на быстрых нейтронах. Такого плана установка пока единственная в мире. Технологии были настолько развиты в Советском Союзе, что уже лет 40 его еще никто догнать не может. Реактор был запущен в эксплуатацию в 1973 году и проработал как часы 25 лет», - рассказывает Бауржан Дуйсебаев.

С точки зрения водного режима данный комплекс представлял собой довольно сложный механизм. Генерируемый пар использовался для производства энергии, опреснения морской воды и удовлетворения различных потребностей промышленности. Зимой комплекс работал как станция теплоснабжения городских районов, а летом основное количество тепла шло на опреснение морской воды.

Реактор проработал более 25 лет и, по заключениям специалистов, срок его эксплуатации мог быть продлен до 2003 года, но в связи с изменившимися требованиями по ядерной безопасности модернизация реактора требовала больших капиталовложений. В 1999 году было принято решение правительства о выводе реактора из эксплуатации.

Сейчас, так как в регионе нет достаточных источников подземных вод, питьевая вода для Актау производится путем опреснения морской воды на Мангистауском атомно-энергетическом комбинате (МАЭК). Советское оборудование на заводе хоть и частично заменено на израильские и французские технологии, на МАЭК все еще исправно работают советские опреснительные установки.

«Такое качество технологий, которые работают уже более 40 лет, демонстрирует, что инженерно-конструкторский и научно-исследовательский потенциал у советских разработчиков был огромным. Оборудование для этого завода было изготовлено в «СвердНИИхиммаш», теперь эта организация входит в АО «Атомэнергомаш» - машиностроительный дивизион госкорпорации Росатом. Следовательно, Казахстану есть смысл развивать это направление с традиционными партнерами», - отмечает лектор Бауржан Дуйсебаев. Кроме того, он отметил, что опреснение и другие виды водных технологий остаются важной задачей для всех регионов Казахстана, чтобы обеспечить доступ к чистой воде.

Стоит отметить, что Россия и Казахстан начали сотрудничество в этой отрасли, в частности, казахстанскому заводу МАЭК поступило предложение по разработке опреснительного оборудования для эксплуатации на площадке в Актау.

Завершая лекцию, Бауржан Дуйсебаев призвал школьников и студентов уже сейчас активно интересоваться передовыми технологиями и принимать участие в «Инновационной школе». 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Комментарии