Много раз он был на волоске от поражения и смерти. За воинские подвиги народ прозвал его «Отцом побед». Его путь к славе был непростым – он многим жертвовал и многих не щадил, наверное поэтому эта личность и поныне вызывает столь противоречивые чувства. До сих пор одни считают его защитником веры, мудрым и сильным правителем. Другим он кажется коварным и жестоким человеком, который на пути к власти не останавливался ни перед чем, и даже нарушил один из главных законов степи.


Нурмухан Жантурин в образе Султана Бейбарса

Когда и где родился? При каких обстоятельствах умер? Об этом до сих пор спорят. На Ближнем Востоке его имя чтят почти восемь веков. А вот в Степи  лишь недавно заговорили о том, что именно отсюда вышел тот самый знаменитый султан Бейбарс.

Начало 16 века. Из сочинения историка Мухаммада ибн Ийаса «Великолепные соцветья событий столетия» («Бадаиг аз-зухур фи уакаиг ад-духур»).

«Это был великий царь, пред которым преклоняли колени восточные и христианские малики (государи)... В знак его бесстрашия и подвигов на тамге его присутствовало изображение льва». 

Султан Бейбарс Первый (или Байбарс) жил в 13 веке, правил Египтом и Сирией  17 лет. Его судьба удивительна: еще мальчиком он был похищен, вместе с другими детьми увезен на чужбину и продан в рабство. Таких, как он, на Востоке называли мамлюками, то есть «принадлежавшими кому-то». Спустя много лет на том же Востоке о бывшем невольнике уже сочиняли легенды.

Ермек ТУРСУНОВ, режиссер, сценарист, писатель

Его полное имя, если не ошибаюсь, когда я был на его могиле - я списал его: а-Султан Рухнаддин Аз-Захр Бейбарс аль-Мансури аль-Миари абу-эль-футух аль-Бундуктари. Так звучит имя Бейбарса. т.е. он Рухнаддин — Защитник веры. абу-эль-футух — Отец победы. Он канонизирован. В Израиле и Иерусалиме есть музей, в Каире есть музей. т.е. при всем конфликтном состоянии на Ближнем Востоке фигура Бейбарса одинакова близка всем семитским народам. Они считают его Защитником веры, потому что он спас Ближний Восток от крестовых походов, он отбил Желтый крестовый поход (выражение Гумилева), имеем в виду монголов. Он никогда не был агрессором, он только защищался (поэтому абу-эль-футух).

При всем множестве имен, которыми наделен Бейбарс, история его происхождения загадочна. Да, он мамлюк. Но мамлюками в средневековом Египте называли всех тюркских и кавказских мальчиков.

Султан Бейбарс Первый настолько выдающаяся личность, что за право считаться его родиной борются несколько стран. Есть версии, что Бейбарс родился на территории Крыма или Кавказа. Часть исследователей утверждает - он мог иметь отношение к предкам современных башкир или к туркменам. А некоторые верят, что его корни где-то в казахских степях (предположительно территория нынешней Атырауской области в Казахстане).

Бахытты БАТЫРША-УЛЫ, кандидат исторических наук

«Источники по происхождению Султана Бейбарса говорят однозначно, что он происходил из: на территории северо- восточной части Каспийского моря. Также он из кочевых тюркских племен, но споров было много. В некоторых источниках также была информация, что он из рода токсоба, кыпчак, а также рода дорт, который относится к башкирскому народу. Наиболее достоверная информация говорит, что он происходил из рода Берш, сегодня это Младший жуз».

Быть может имя знаменитого полководца что-то подскажет? Но оно не редкое. Средневековые авторы упоминают по меньшей мере 11 мамлюков с именем Бейбарс. Если не имя, то может год рождения способен чем-то помочь  расследованию? Часть средневековых историков ссылалась на 1223-й год. Но за официальную дату все приняли слова современника Бейбарса, который называл 1225-ый год. Это важный период в истории Степи, когда великий Чингисхан завоевывал Центральную Азию. Есть ли связь между этим нашествием и похищением маленького Бейбарса? Вот, что любопытно: все исследователи сходятся в одном — загадочный мальчик был из кипчаков, он помнил родную речь, придерживался обычаев своего племени.

13 век. Из трудов историка Бахауддина ибн Шаддата.

«Во время монгольского нашествия племя Бейбарса обратилось к булгарскому хану Анару с просьбой разрешить переправиться через крымский Судак и воспользоваться тамошними землями. Хан любезно предложил межгорную котловину, а во время их перекочевки вероломно напал на них, многих поубивав, а многих пленив».


Мамлюкский воин

В Средние века на Востоке процветала работорговля. Особенно ценились выходцы из Великой Степи или как ее тогда называли Дешт-и-Кипчак. Всем было известно, что нет в мире лучше воинов и наездников, чем кочевники. Так что юных кипчаков привозили с невольничьих рынков, обучали военному делу, обращали в ислам. Со временем мамлюки превратились в особую касту, военную аристократию, некоторые из них становились правителями. По мнению исследователя Бахытты Батырша-улы, в биографии Бейбарса и других известных мамлюков прослеживается четкий тюркский след.

Бахытты БАТЫРША-УЛЫ, кандидат исторических наук

«Первое это этнонимы, как и в Кыпчакской династии так и в Черкесской династии. Их имена прямо указаны в происхождении. Начнем с Султана Бейбарса. Барыспай, Актай, Кайтпай, Туманбай, Есентай, это все говорит о происхождении мамлюков. Сегодня эти имена можно найти только в казахской культуре.

Востоковед Булат Кумеков и историк Бахытты Батырша-улы изучили архитектурные памятники эпохи султана Бейбарса и его преемников. И выдвинули интересную версию о взаимодействии арабской мусульманской культуры и степной цивилизации. Ученые заметили в декоре отсыл к казахскому орнаменту «кошкар мюиз».

Бахытты БАТЫРША-УЛЫ, кандидат исторических наук

«Кыпчаки, придя к власти, они не только ежедневный свой быт, как они питались, как они одевались, как они разговаривали между собой, взаимоотношения складывались, а также они хотели показать откуда они родом, из Великой степи. И бренд Великой степи- это орнаменты звериного стиля. И я думаю, что только поэтому на самых лучших местах мечети, это возле михрабов, вокруг михрабов, возле входных дверей, вверху арок, самые видные почетные места, они всегда украшали орнаментами звериного стиля».

Немногим известно, что маленький Бейбарс мог и не попасть в мамлюкскую гвардию. Что едва не помешало этому? И как он собственно пришел к власти?

Ермек ТУРСУНОВ, режиссер, сценарист, писатель

«Оказывается, у Бейбарса — разные глаза. Что это значит? Есть природ.явление. В других летописях я читал — что у него бельмо в глазу. Он был хиленький. Был забракованный. Один глаз двухцветный. Зеленый и серый в зрачке. Боялись, что это метка дьявольская, дурной знак. И вот когда он покупал более-менее крепеньких ребят, оставался Бейбарс. Продавец сказал — возьми его на сдачу. Его купили по стоимости петуха. Все равно он умрет. Когда привезли его в Каир — мать купца, просматривая рабов, отметила,  — Вот этого правильно купил. Потому что у него есть метка.


Постер к фильму «Султан Бейбарс»

Разные глаза — загадочная деталь. Может именно она отчасти объясняет то, что знаменитого кипчака видят то героем, а то злодеем. Взять хотя бы то, как Бейбарс занял трон султана Египта? Сначала он стал союзником тогдашнего султана Кутуза (кстати, тоже мамлюка, выходца из Центральной Азии). Сообща они победили монголов, а после Бейбарс устроил заговор и убил соперника. В октябре 1260 года кыпчак занял султанский трон. Это было начало расцвета Мамлюкского султаната (государства на Ближнем Востоке, которое просуществовало до начала 16 века). Почему взлет Бейбарса вызывал то негодование, то восхищение?  Как бывший кочевник нарушил один из главных законов Степи?  

21 век. Из «Британской энциклопедии».

«Свою первую крупную военную победу Бейбарс одержал в качестве командира армии в 1250 году в битве против армии крестоносцев под предводительством Людовика IX, который был взят в плен и впоследствии освобожден за большой выкуп».

Взлет Бейбарса впечатляет — со временем он был провозглашен султаном Египта, Сирии, Хиджаза и Йемена. Его объявили главой всего исламского мира. Он обладал таким огромным авторитетом и влиянием, что летописцы называли его «защитником мусульманской веры». Совсем иного взгляда придерживалась Средневековая Европа. Там с ужасом вспоминали осаду крепостей войсками Бейбарса, говорили о жестокости и коварстве мамлюкского султана при заключении договоров. 

Однако самая большая загадка в истории средневекового Востока связана с противостоянием мамлюков и армии Великой Монгольской империи. Доселе непобедимые монголы впервые получили отпор. И это связано с именем кыпчака Бейбарса.

1966 год. Из повести М.Симашко «Емшан».

«Монголы не знали других путей, кроме прямого, и это был самый правильный путь... И монголы удивились, потому что в первый раз увидели идущих к ним прямым путем. И когда столкнулись мамлюки и монголы возле Айн Джалуты, то монголы рассыпались».

Некоторые источники отмечают, что Бейбарс ненавидел монголов. Возможно, детская память сохранила что-то страшное о походах армии  Чингисхана на племена Дешти-Кипчак. Если так, то Судьба предоставила мамлюку шанс расквитаться. В 1253 году на курултае в Монголии было решено двинуться в поход против Багдадского халифата. После семилетнего военного противостояния кочевники отправили в египетский Каир послов с требованием сдаться. Мамлюки же казнили посланцев и приготовились принять бой. Сражение в месте под названием Айн-Джалута вошло в историю, оно же прославило и Бейбарса.


Мечеть Бейбарса в Каире

Бек ИБРАЕВ, архитектор

«Он когда стал правителем Египта он шел на переговоры с Кет-буга, найманский генерал, который командовал монгольской армией. Иерусалим был взят и туда пришли на переговоры. И эта сволочь Бейбарс зарезал посла безоружного. Это было самое страшное – безоружного посла убить. Самый страшный закон в степи – к тебе даже если враг пришел, который твоего отца убил, ты должна на стол чай поставить, потому что к тебе пришел гость. Гость есть гость. Гостя убил в своем доме, безоружного это считалось истребляли город. Его спасло то, что в это время умер Великий каган. Все войска срочно вызывают в Каракорум, на выборы. У кого войск больше, тот кандидат и побеждает. И вот это спасло Египет. А то вот говорят, отбил. Да черт, не такие государства отступали».

В отличии от многих исследователей, ученый Бек Ибраев не спешит  называть султана Бейбарса победителем монголов. Да, в знаменитой битве при Айн-Джалуте мамлюки одержали вверх, и на тот момент Египет остался непокоренным. Но неизвестно, как всё повернулось, если бы монгольская армия была в полном составе, а не в виде корпуса в 10 тысяч сабель. Еще большая загадка истории — что стало бы с арабским миром, Бейбарсом и мамлюками в случае возвращения монголов? Ермек Турсунов готов поспорить с Беком Ибраевым. Он-то как раз считает Бейбарса героем. Правда, героем поневоле. 

Ермек ТУРСУНОВ, режиссер, сценарист, писатель

«Когда состоялась эта битва, для меня было важно то, что факт — что примерно 90 проц.составляли кипчаки. А что мамлюки — 90 проц из нашей степи. То есть получается абсурдная картина — где единокровные братья где-то на берегу реки Иордан за Гроб Господень под чужими флагами , под чужими именами дрались между собой. Победили мамлюки. Но это была братоубийственная война».

1340 год. Из сочинения историка Ш.Ал-Умари «Хроника царей» («Тарих ал-мулук»).

«Войско Египетское исполнило то, что были не в силах сделать цари разных стран земли».

Не зря говорят, что «война есть продолжение политики...». Всего через пару лет после битвы при Айн-Джалуте султан Бейбарс наладил связи с кочевниками. Его союзником стал хан Берке (этот внук Чингисхана первым среди монгольских правителей принял ислам).

Как умер знаменитый кипчак? Почему многие верят, что Бейбарс вернулся в Степь? И сколько могил у мамлюкского правителя?

1966 год. Из повести М.Семашко «Емшан».

«По-разному рассказывают об этом в Красных Песках: путают имена и страны. И русский летописец услышал только один рассказ о белой горькой траве, запаха которой не в силах забыть человек».

За восемь веков о Бейбарсе много писали не только историки, но и литераторы. Ученые даже немного недовольны популярностью народного героя — теперь сложно отделить реальные факты от мифов. Например, в советское время Морис Симашко написал повесть «Емшан», а потом по ее мотивам сняли фильм. Писателю и кинематографистам понравилась легенда о том, как султан  однажды вдохнул запах полыни, услышал забытое с детства родное слово, и его потянуло на родину.  

Бахытты БАТЫРША-УЛЫ, кандидат исторических наук

«По первой версии, что он вернулся  в Дешт –и -кыпчак, на старости лет, бросив в Египте свой трон и все свое состояние. Это из области народных романов. Султан Бейбарс занял в исламском мире, особенно в Египте и Сирии  такое положение, что даже после его смерти о нем столетиями ходили легенды, слаживались песни, были специальные кукольные представления, театры, то есть все прославляли султана Бейбарса.

И на сегодняшний день всю информацию о султане Бейбарс можно разделить на два. Первое это научные материалы, туда можно отнести архивные источники, архитектурные памятники.

Ко второй части это все, что среди народа о нем было сказано,  сочинено, спето, то есть сделали из него персонажа №1, справедливого защитника исламского народа, и это сохранилось до сегодняшних дней.

А также в Арабском мире было создано пятитомное издание, которое касается всех народных романов, приданий, легенд, песен и стихов о султане Бейбарсе».

Как и любая крупная фигура, Бейбарс вызывает противоречивые чувства. Одним по душе его заслуги перед мусульманским миром, другие упрекают кипчака в коварстве и предательстве. Да, он шел к власти, в буквальном смысле, по головам людей, таковы были нравы того времени. Но ведь тоже самое было распространено и в европейских королевских домах.

При всех гаремных и дворцовых интригах весьма правдоподобной кажется легенда о том, что у султана был двойник – ведь наверняка многие хотели устранить Бейбарса. И однажды им это удалось. Но как именно?

Бахыт БАТЫРША-УЛЫ, кандидат исторических наук

«Средневековые источники приводят противоречивые данные , то есть они все едины в том, что его отравили, но противоречивы в том, что кто его отравил».

Говорят, что злоумышленники подмешали яд в кумыс, который любил пить Бейбарс. Есть обратная версия, мол, это султан намеревался отравить какую-то влиятельную личность, но его собеседник догадывался об этом и незаметно подменил бокал с ядом. Кто-то говорил, что Бейбарс погиб  от боевой раны. Подобных рассказов много, они вошли в народный роман о султане Бейбарсе.

Ермек ТУРСУНОВ, режиссер, сценарист, писатель

«Есть легенда такая, что у Бейбарса три могилы. Мы проверяли эту легенду с моим другом, профессором Молфаком Мухафель. Он отправился в путь. Мы проделали этот путь. На 11 день мы попали в деревушку. И в летописях пишут, что он скончался в бане.  Что любопытно, я не могу утверждать, но мы нашли там какую-то баню. Она очень старая. Хозяева в 10 поколении банщики. Они передают легенду — да, тут умер Бейбарс. Когда он умирал, он обратился к караван-баши — Есть ли мамлюки? ..нашли мальчика мамлюка 14 лет. Привели. Бейбарс спрашивает:  «Ты мамлюк? Да. Бейбарс говорит : Я сейчас умру, а ты спрячь мое тело здесь. А караван путь идет дальше. Потому что если узнают о смерти, то мою семью вырежут»...Мамлюк прискакал в Дамаск, рассказал доверенным людям...что Бейбарс умер.

А через месяц выдвинулись в баню. Выкопали, привезли тело султана в Дамаск. В старом Дамаске есть старая крепость — кала — на ее вершине Бейбарс принимал парады. А под ней есть Тронный зал. И вот в зале похоронили Бейбарса во второй раз. Начали строить мавзолей. 5 лет. И когда мавзолей был закончен, перезахоронили Бейбарса. Таким образом легенда имеет под собой историческую основу».


Медресе Захария, где захоронен легендарный султан Бейбарс

Сегодня многим покажется странным, но о султане Бейбарсе в Казахстане заговорили лишь недавно, около полувека назад. В чем причина внезапного интереса к мамлюкам? Кто-то из исследователей объясняет это идеологическими соображениями. Не секрет, что издавна роль кочевников в мире принижалась.  

Ермек ТУРСУНОВ, режиссер, сценарист, писатель

«Он по существу изменил развитие истории человечества. Когда мы говорим о Чингисхане, Бонапарте, Ганнибале, Македонском — это фигура из этого ряда. Он был выдающимся военачальником, не потерпел ни одного поражения. Арабы сами говорят — если бы не Бейбарс, то может быть сегодня мы были бы буддистами, если бы не Бейбарс, то были бы католиками или протестантами, он защитил Иерусалим от монголов и крестоносцев».

Человек с разными глазами, то ли избранный, то ли проклятый. Его личная судьба повлияла на судьбы народов огромного региона. Бейбарс прошел необычный путь, его рождение и смерть окружает тайна, а его поступки до сих пор вызывают разные чувства. Тем интереснее вглядываться в эту личность, ведь она отсылает к истории Великой степи.

 

Подробнее в выпуске проекта «Тайны Великой степи»

Автор текста Айнур Мазибаева

 

Читайте также:

Гурандухт – грузинская королева кипчакских кровей

В поисках родины. Откуда пришли предки венгров?

Олжас Сулейменов. Непринятая точка зрения

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Комментарии