Поздним вечером, при тусклом свете сальной свечи он записывал события дня прошедшего. Аудиенция у хана Абулхаира - кумыс, мелко нарезанное мясо, непринужденная беседа о женщинах и европейских танцах, которой не мешали языковые барьеры. Главный сюрприз ужина – хорошо подготовленная импровизация - тоже удался.

«Чтобы завоевать расположение старшей жены хана, я вынул из кармана заранее приготовленные краски и кусок кожи и начал писать  пальцем свободной руки портрет хана». Дневник

Близкие хана завороженно наблюдали за игрой света и теней проявляющейся картины. Сам Абулхаир смущенно улыбался – непривычно позировать.

«Он получился очень похож и ханша в восторге заметила, что лицо её супруга и мой портрет схожи как две капли воды».  Дневник

Впервые рука художника легкими прикосновениями переносила действительность в историю, писала пастелью саму жизнь.

 

КТО ВЫ, ГОСПОДИН К?

Крупнейший город земли Гессен – Франкфурт, курортный Бадхомбург или вольный ганзейский Гамбург –неизвестно. Но скорее всего путешественник прибыл именно из Германии. Более точных  упоминаний какими европейскими ветрами занесло в степные края рисовальщика Джона Кэстля, он же Иоганн или Яган Кассель, не сохранилось. Зато сохранились его уникальные картины – первые прижизненные изображения представителей высшей казахской знати и дневник.

«В дневнике речь идет о совершенно достоверных событиях, правдивость которых становится еще более явной в сравнении с отчетом, находящимся в Оренбургской канцелярии».  Дневник

С Оренбурга все и началось. 1734 год. Группа военных и ученых под руководством Ивана Кириллова изыскивала новые пути для торговли с Хивой, Бухарой и Индией, золото и прочие полезные ископаемые. В экспедиции Кириллова был включен художник Джон Кэстль.

О первом художнике, запечатлевшем казахских ханов, исследователи обнаружили лишь пару строк в архивах. В российскую академию наук Кэстль был зачислен туда по экспедиционному контракту, на три года.  Живописного художества мастер был обязан между прочими делами обучать малярному искусству трех человек. «Но токмо де, за всегдашними походами, в упомянутом художестве совершенного обучения от него, Касселя, оные ученики не получили». Конец цитаты.

Джон Кэстль решил отправиться в ставку Абулхаира по собственному почину, спустя два года после начала экспедиции. Не пустого самохвальства и личной выгоды ради, а чтобы призвать к подражанию, объясняет свой поступок путешественник. Есть правда и другая версия.

В 18 веке Европа активно начала осваивать новые территории и неизведанная Азия манила и торговцев, и авантюристов, и разведчиков.  

Саттар Мажитов, профессор, д.и.н.

«В 1730 году иностранный капитал проникает сюда до такой степени, что даже бразды правления османских императоров кажутся мнимыми и обретают такие теневые черты и трудно было отличить где власть, а где ее нет».

 

ПРИНЦ И РИСОВАЛЬЩИК

Так что желание окунуться глубже в степные просторы у Кэстля было, но повода не намечалось. Момент назрел, когда в Оренбург прибыли посланники от хана с просьбой направить к ним российского представителя, а комендант по неизвестной причине никого не отправил.

Галина Матвиевская, профессор, историк, краевед

«Мы сейчас с вами около такого важного для города знака, где обозначено, что Оренбург основан в 1743 году. Это третье место его. Как Даль сказал, Оренбург - город трижды зачатый и единожды рожденный. Первый Оренбург в 1734 году был основан там, где теперь Орск находится, по указу Анны Иоанновны, второй в 35 году тоже указом, было урочище красная гора, это вниз по Уралу».

Именно во втором Оренбурге и познакомились сын Абулхаира – Ералы и рисовальщик Кэстль. Дотошный, практичный, спасибо немецким генам, он всячески старался заручиться поддержкой наследника хана.

«За время своего почти одногодичного пребывания в Оренбурге я успел при помощи множества подарков и услуг, привязать к себе дружескими узами и даже обязать Ералы Султана. 14 июня я пригласил его к себе вместе с посланцами и сопровождающими их. Я старался оказывать все формы учтивости, поэтому они наградили меня своим расположением и доверием». Дневник

От них Кэстль узнал, что готовится восстание. 40000 недовольных казахов, хотят объединиться с башкирскими бунтовщиками. В степи даже ходили слухи, что город уже покинут и хану нужны были доказательства обратного, так что путешественник почувствовал, что должен предотвратить большое несчастье.

Кэстль предложил посланникам и султану Ералы свой план. Он отправится в ставку, но по дороге заедет к Кириллову, чтобы поставить статского советника в известность. А наследник хана попросил коменданта крепости отпустить Кэстля на некоторое время, дескать, соскучился по отцу, и если художник нарисует его портрет, переносить разлуку будет легче.

 

ПОРТРЕТЫ ЖИВОЙ ИСТОРИИ

Не тонкой струйкой, целыми потоками движутся туристы.  Санкт-Петербург. Государственный русский Музей. В его хранилищах многие картины, так или иначе связаны с казахстанской историей, но эта – пожалуй одна из самых ценных для исследователей. Портрет султана Ералы.

О том, что художник нарисовал одного из наследников хана ученые знали, но то, что эта работа Кэстля под названием «башкир» хранится в одном из самых известных музеев выяснилось недавно. Личность нарисованного установить не трудно – в дневнике путешественника есть рисунок Ералы с учителем и Кудер батыром.

Эту картину Кэстль взял с собой в ставку в качестве одного из подарков Абулхаиру. Из Оренбурга группа выдвинулись сразу после совещания с Ералы и его советниками.  Путешественник взял с собой двоих переводчиков – он говорил только на немецком, вещей минимум, даже продуктами не запаслись. До места добрались быстро – через 4 дня, впрочем, новости о прибывающих гостях уже распространились по всей округе.

Абулхаир был в отъезде, согласно дневнику рисовальщика хан уехал к одному из батыров посоветоваться о совместных действиях против России.

«А пока для меня поставили бухарский шатер из белого хлопкового полотна. Я принимал в нем бесчисленных визитеров: все они приходили, чтобы подивиться на меня и мою немецкую одежду. Одни восторгались чулками, другие – сапожками и застежками на них, третьи исследовали мои карманы и случайно нашли часы. Им захотелось узнать, что это за зверь. Я сказал, что это не живое существо, а сделанный людьми механизм, который показывает время дня. Они бросили часы на пол, думая, что там нечистая сила». Дневник

Еще из курьезов – в отчаянье от любопытства гостей Кэстль схватился за волосы, точнее, за парик и он сдвинулся, резкая перемена внешности присутствующих напугала до ужаса. Впрочем, после объяснения метаморфозы весь аул дружно примерял это чудо немецкого парикмахерского искусства.

Данные Кэстль зафиксировал весьма интересные. Магический обряд, который провели старейшины, чтобы выяснить будет ли приезд успешным – художник оставил изображение и описание этого таинственного ритуала. Есть в дневнике и рисунки о гадании на стрелах и о традиции рукопожатия. Очень много строк в записках путешественника посвящено пище.

Но самые главные и ценные страницы - это конечно, общение Кэстля с Абулхаиром. Аудиенция – несколько рисунков. На паре из них – рисовальщик запечатлел себя – неясная фигура в европейском платье.

«Когда я вошел в юрту, хан дал мне понять, что сегодня вечером я должен быть веселым, именно для этого меня пригласили. Он попросил меня сесть и собственноручно угостил кумысом. А я в свою очередь начала передавать подарки которые привез специально – портрет Ерали султана находящегося в Оренбурге. Мать не могла насмотреться на портрет сына – она целовала его со слезами на глазах». Дневник

Ранее известные только по черно-белым гравюрам картины с изображением Абулхаира и его сына, в цвете заиграли совсем другими красками. Портрет хана, который  восхитил ханшу Бопай схожестью с оригиналом, обнаружили буквально пару лет назад – в коллекциях Третьяковской галереи. Не сразу повезло и дневнику, который был напечатан в 1784 г. Больше двух столетий он оставался без внимания. По историческим меркам рукопись была заново открыта совсем недавно  - в 1958 году востоковедом Матвиевским. 

Не оставив о себе почти никаких данных Кэстль сделал для нашей истории главное – познакомил с жизнью некоторых главных её героев. Написал её в стиле пастели.

 

Подробнее в выпуске проекта «Загадки истории»

 

 

Автор текста Наталья Маркова

Материал подготовила Айгуль Айтмуханова

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Комментарии