Казахский народ, один из древнейших тюркских этносов, сформировал стройную систему ценностных отношений. Исторические вехи развития ценностных отношений прослеживаются в исторических памятниках, в которых сконцентрирован воспитательный опыт многих поколений, представляет собой драгоценный материал для изучения процесса формирования педагогических взглядов народа. На протяжении всей своей истории народ черпал из нее знания, необходимые для воспитания молодого поколения.

На протяжении всего исторического развития - от наскальных и рунических надписей до современной педагогической науки - казахский народ придавал большое значение нравственному воспитанию. Это касается отношений человека не только к наивысшим ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», но и в совокупности общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», когда само отношение выступает в качестве ценности. Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «человеком»: он - цель и мера всех вещей.

В истории особое место занимает произведение средневекового мыслителя, энциклопедиста, государственного деятеля, педагога Юсуфа Хас-Хаджиба Баласагуни - «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»). «Кутадгу билиг» письменный памятник - дидактическая поэма, знакомящая с обычаями, традициями, обучением, воспитанием древних тюрков.

Юсуф Баласагуни родился в городе Баласагун - столице средневекового государства Караханидов. Исторические документы говорят о том, что город Баласагун находился в Семиречье в долине реки Чу - близ современного города Токмака. В культурной жизни тюркоязычных племен того времени город Кашгар имел такое же значение, как и город Баласагун. Свое знаменитое произведение Юсуф начал писать в родном городе и завершил в Кашгаре, представив ее правителю Кашгара Богра-хану, за что тот почтил поэта высшим придворным титулом - хас-хаджиб (камергер). «Хас-хаджиб» - «главный советник» или «великий визирь», т.е. высший титул того времени. Имевший такой титул человек возглавил придворных, руководил ими, следил за выполнением указов и законов хана.

"К вершинам знанья простирал я руки,

Пути искал я, постигал науки".

Юсуф Баласагуни

В поэме определяются основные качества придворных и людей, занимающих различные государственные должности (военачальник, начальник стражи, посланник, казначей и др.), указываются права и обязанности начальников и подчиненных, раскрываются взаимоотношения с людьми разных сословий и профессий (ремесленники, купцы, земледельцы, скотоводы, поэты, ученые, врачи и др.), устанавливаются нормы поведения в семье и быту (женитьба, воспитание детей, приглашение и прием гостей и т.п.).

Рукописи «Кутадгу билиг» дошли до нас в трех списках.

Первый - Венский список, датированный 1439 годом, составленный в Герате, был найден в 20-х годах ХІХ века в Стамбуле востоковедом Хаммером и перевезен в Вену. Эта рукопись находится в Венской королевской библиотеке.

Второй - Каирский список, написанный арабским алфавитом, хранится в библиотеке редких рукописей Каира.

Третий - Ферганский (Наманганский) список, обнаружен в 1914 году, написанный арабским алфавитом, считающийся наиболее полным. Хранится в Узбекистане в институте Востоковедения им. Бируни.

Испокон веков в народе считается, что все хорошие черты у детей зависят от их родителей и воспитания. Баласагуни подчеркивает, что девушка должна расти на глазах у родителей, быть охраняема ими, они должны выполнять ее желания, но держать ее строго, а по достижении возраста должны выдать замуж. Автор отмечает, что некоторые уважаемые люди были несчастны по воле женщин, поэтому девушек надо учить приличиям с раннего возраста.

"Когда в семье ребенок народится,

Не надо понапрасну суетиться.

Для дома, для ухода за детьми

Из чистоплотных женщину возьми".

Юсуф Баласагуни

Юсуф Хас-Хаджиб подчеркивает о дифференцированном подходе в воспитании сыновей и дочерей, который вызван не только традиционным разделением хозяйственных трудовых работ на мужские и женские, но и в нравственном, эстетическом и физическом различиях.

"Учи детей приличью, знаньем, коих

Им бы хватило для миров обоих.

Дай сыну в руки знанье ремесла,

Чтоб горя жизнь ему не принесла.

Пусть он не будет по отцовской воле

Никчемным, как невспаханное поле".

Юсуф Баласагуни  

Тюрки хорошо понимали, что основой патриотического чувства поколений, как признак сохранения нации, ее жизнеспособности и созидательности, развития и продвижения является любовь к отечеству. Значит, основа казахского национального патриотического воспитания начинается с тюркского патриотизма. Поэтому назидательно-воспитательные наследия тюрков это не история о сражениях, не какие-нибудь рассказы о деспотизме, не пропаганда, агитирующая к несправедливости, наоборот, воспитательные произведения, призывающие любить нацию и единство народа, почитать патриотизм и любовь к родной земле. Для этого потребовалось обеспечить желание воодушевленных и  решительных сыновей народа, почитающих Родину и родную землю. Потому что заветы предков поручали потомкам навечно сохранить эту бескрайнюю землю отцов.

Патриотическое воспитание опиралось на теорию защиты страны в тюркской традиции. Молодежь воспитывалась через древние легенды и эпосы, поэтические произведения, пословицы и поговорки, традиции, нравы и др. духовные культурные структуры. Тотем волка у гуннов – предков древних тюрков – это не поклонение к неприятному зверю, а начало степной свободы и воли в мире. Он превратился в символический знак воинского духа и воли, чести и вдохновения, в мотиве легенды устанавливает генетическое родство с волком и превращает его в девиз патриотизма на протяжении тысячелетий. В итоге образец воспитания «в духе волка» превратился в идеологию сохранения национальной самобытности. Здесь волк – нейтральный природный странствующий зверь, это показывает, что порывистый дух народа этой эпохи превращается из вдохновления и воодушевления от какого-нибудь зверя в «человеческую собственную веру».

В воспитательных поучениях тюрков определяется система единства народа и преемственности поколений, место тюркского народа в мире, изыскивается ответ на вопрос «каким путем надо жить» для сохранения жизнеспособности народа. К тому же,  предлагается сохранить непоколебимые традиции мужества с чувством различных обычаев жития, дается превосходство к тенденциям  национального  воспитания. Назидательные поучения тюрков всегда включает в себя уважения обычаев предков, умения ценить прошлое, взять за основу традициозность. Сильное духом, плодовитое поколение должно согласиться с условиями жизни, непрерывно сохраненные в течение тысячелетии, а противостоящие тюркскому духовному миру всегда были строго наказаны. Значит, формулу принятия, сохранения «правила» степи и оставления после себя должны были признать и выполнить каждый гражданин огузо-кипчакского народа.

"Нам только имя навсегда дается,

Уходим мы, но имя остается.

Прославленному имени почет

Мир не одно столетье воздает".

Юсуф Баласагуни  

Боевое восточное искусство – это не механическое соединение приемов рукопашного боя, а методы базовой техники, включающие духовно-моральное воспитание и физическое совершенствование человека.

Боевое искусство у тюрков имело свою историческую основу, философию, глубокую духовность, основанную на древнетюркском мировоззрении, традициях и религии (тэнгрианстве), свою тактику и стиль.

Каждый тюрк был воином и поэтому с малых лет обучался военному искусству. Шести-, семилетние мальчики ездили верхом на лошадях не хуже самых лучших наездников. Человек, который не владел оружием, не мог называться мужчиной, поэтому мальчики, достигшие 12–14 лет, хорошо владели оружием. И самое главное: тюрки учили своих детей не бояться смерти в бою.

"А если отец в воспитании тверд,

То за детей подрастающих горд.

И ежели к детям был строг человек,

Его осмеять не посмеют вовек".

Юсуф Баласагуни

Забота о здоровье ребенка и его нормальном развитии, воспитании выносливости, ловкости, координации движения, силы, быстроты - все это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях, которые передавались из поколения в поколение, составляли народную систему физического воспитания. Народ имел определенные представления о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Народ понимал и практически применял оздоровительные факторы природы. Природа - солнце, воздух и вода - это важнейшие элементы и источники здоровья.

На ранних этапах развития этноса наблюдается приоритет физического развития, неразрывно связанного с нравственными качествами героев, о чем свидетельствуют богатырские сказки и эпосы многих народов. В народных эпосах и сказках воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя. В башкирском эпосе «Урал-батыр» красочно описываются идеалы физического совершенства народа и духовные ценности общества в образе Урала. Эпический герой киргизского народа «Манас» - идеал человека могучей физической силы, отваги и геройства. И сегодня живет в памяти народной образ главного героя эпоса «Кёр-оглы» - отважного народного мстителя, наделенного могучей силой, умом, отвагой. В карачаево-балкарском нартском эпосе Ёрюзмек, посланник звезды, вобрал в себе все качества народного идеала личности. На примерах легендарных эпических героев взрослые воспитывали в детях смелость, отвагу, стремление к физическому совершенству.

"Отец за детей перед всеми в ответе,

И кличут отца не по имени дети!"

Юсуф Баласагуни

Особое место за воспитание детей отводится отцу. Мужчина, имея жену и детей, не знает покоя и, в то же время несет ответственность за все, что творится в семье, особенно за воспитание детей.

Представления той эпохи о воспитании детей актуальны и в сегодняшнее время. Ведь как учат физиология, психология, педагогика порой родители мешают ребенку быть самостоятельным, это приводит к беспомощности, инфантильности, из-за чего ребенок часто не может найти свое место в жизни.

Есть такое научное понятие «этнопедегогика». Так вот «Этнопедагогика тюркских народов, основываясь на назидание и воспитание целостных тюркских народов, ставив выше тюркскую философию, тюркскую культуру, тюркскую психологию, тюркскую историю, тюркскую этнографию и интересы тюркской доброты привыше всего не должна лишаться концепции «Я». Поэтому важно воспитывать потомство тюрков держать высоко патриотическое чувство». Так было, так есть и так будет.

Подробнее в выпуске проекта «ТЮРКСКИЙ МИР»

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Комментарии