Этого гостя экзотической для Петербурга внешности, в необычной роскошной одежде трудно было не заметить. В большой делегации он выделялся своей молодостью, красотой и музыкальным талантом. Было непонятно о чем он пел, но мелодия не оставляла никого равнодушным.

Светило солнце, почти слепило. И тут на его лицо упала тень. Какая-то девушка подошла поближе, то ли чтобы послушать кюй, то ли чтобы его лучше рассмотреть. В те дни к отцу девушки приходило очень много людей, вся семья была в центре внимания Российской империи. С ее окраины приехал и этот красивый певец. Когда он запел, девушка была в замешательстве: Как его зовут? Что это за странный инструмент? Ах, как сегодня солнечно, петербургская  погода этим не балует. И яркая песня словно под стать обстановке дворца, под стать важному событию в жизни империи.

Из статьи краеведа Ю.Попова «Струны столетий».

«В  среду,  23  марта 1855  года  царь Александр Второй принял делегацию.   Есть сведения, что на приеме Таттимбет исполнил на домбре несколько   своих произведений. В правдивости этих утверждений еще необходимо  убедиться. Однако бесспорным является факт награждения музыканта  подарками».

Герой этой легенды родился в местечке Мыржык, ныне это Казыбекбийский район Карагандинской области. Необычная история о поездке к русскому царю - лишь эпизод в насыщенной событиями жизни Таттимбета Казангапова. Он - выходец из родовитой семьи, с детства ему была уготована роль бия (судьи). Еще большую славу юноше принес талант кюйши (поэта и музыканта). Правда ли, что в него влюбилась дочь Александра Второго? И какое отношение Таттимбет имел к  выдающимся казахам - Чокану Валиханову и Абаю Кунанбаеву?

КЛАРА МУСАТАЕВА, праправнучка Таттимбета

«Мой дедушка был внуком Таттимбета, от сына Таттимбета — Шайкы. Дедушка говорил, что Таттимбет был необыкновенно красивый человек, среднего роста, плотного телосложения и что бы он не надевал - всё ему шло! У него были большие светящиеся и светлые глаза, рыжеватые волосы, красивые усы (ежедневно он их подбривал, каждый день за собой следил). Одевался очень красиво. И когда он садился на лошадь, то люди выходили смотреть на это зрелище, как Таттимбет садился верхом. И когда ехал он по аулу, то слева-справа не то, что дети, даже взрослые выходили смотреть. У него была красивая и горделивая осанка».

МАРИНА ГАМАРНИК, музыковед, кандидат искусствоведения

«После джунгарского нашествия Степь была в очень бедственном положении и попросила помощи у царского правительства. Кочевники хотели наладить дипломатические отношения с Россией, говоря современным языком, но вместо этого в Степь приехали русские чиновники и, согласно Уставу Сперанского «О сибирских киргизах», стали делить эту Степь на округа и Волости. Чтобы было легче управлять, они стали искать себе помощников. И вот эти помощники были люди-торе (наследники ханского рода) и бии-грамотные люди Киргизской степи, которых все уважали. Среди них как раз был Казангап Мошеке-улы, отец Таттимбета».

«Полковник — дитя» - это о Таттимбете. Из трех сыновей Казангапа именно его отец обучал степному праву, брал с собой в поездки и судебные разбирательства.

Клара МУСАТАЕВА, праправнучка Таттимбета

«Когда шли споры, при любых обстоятельствах — будучи 9-10 летним ребенком, Таттимбет мог поднять руку и смело высказать свое мнение. Справедливо решал. Все прислушивались».

Про таких, как Таттимбет, говорят — родился с серебряной ложкой во рту. Он приходился родственником Абаю (его мать Улжан была из того же рода, что и Таттимбет), возможно, маленькому Абаю ставили в пример дядю Таттимбета. А отца Чокана Валиханова — Шынгыса и отца Абая — Кунанбая, современным языком, можно считать коллегами Таттимбета по работе.

10 января 1857 год.Из письма губернатора области киргизских киргизов генерал-майора фон Фридрихса.

«Сотник Таттимбет Казангапов пользуется по званию своему личным дворянством. Был управителем Нурбике-Шаншаровской волости Каркаралинского округа с 1842 по 1854 годы, под судом и следствием не был и не состоит».

В начале 1855 года на российский престол взошел новый царь.  Своих представителей на это торжество делегировали и степняки. Любопытно, как Таттимбет оказался в праздничной делегации?

Об этом писал Сабит Муканов в своей книге «Промелькнувший метеор». Приглашали вообще-то Кунанбая, но тот стал религиозным человеком, собрался в Мекку. И поэтому вместо себя послал Таттимбета. Делегация состояла из многих биев и волостных, но их имена не сохранились. Остались в памяти лишь два человека - это Таттимбет и Даулеткерей. От Западного Казахстана поехал Даулеткерей, он тоже был кюйши. Таттимбет хорошо выступил, исполнил кюй, получил и привез домой серебряную медаль. Таким образом, Таттимбет остался в истории.

КЛАРА МУСАТАЕВА, праправнучка Таттимбета

«Когда эта делегация решила свои вопросы, обсудила проблемы какие-то, Таттимбет остается наедине в большом зале. Зал наполовину освещен солнцем, видимо специально. И одна из дочерей царя - сейчас не могу вспомнить ее имя, бабушка всегда какое-то имя говорила такое светлое и русское - Одна из дочерей подходит к нему и держит над ним зонт, чтобы его солнце не ослепило. Чтобы он мог спокойно играть. И его улыбка озаряла лицо так, что дочь царя не выдержала и подошла к нему и держала, пока он играл кюй, зонт. Потом этот зонт видимо она ему подарила. Потому что с этим зонтом он приехал сюда к себе на родину, в Каркалалинский уезд. И этот зонт высоко поднимали, где-то держали его и не только зонт. Она, видимо, ему какие-то украшения давала. Потому что Таттимбет, когда садился на лошадь, то он поднимал край камзола и пристегивал его каким-то украшением.

Прямо баллада о степном трубадуре. Кое-что в ней достоверно -  это редкий для казахов аксессуар - зонтик. Неудивительно, что он то и дело всплывал в легендах о Таттимбете.

1958 год. Из книги композитора А.Жубанова «Струны столетий».

«Таттимбет  сделал знак своему товарищу, и тот привел его иноходца по кличке Бозжорга. Таттим¬бет  заиграл кюй «Кара-жорга» («Карий иноходец»), а Бозжорга заходил перед ним в ритме кюя то шагом, то иноходью, то медленно, то убыстряя движения. Даже свита генерал-губернатора удивлялась искусству Таттимбета... Генерал-губернатор подарил  Таттимбету  свой шелковый  зонтик  и разрешил высказать все свои нужды и просьбы».

Таттимбет — дрессировщик? Возможно ли это? Исследователь культа коня у казахов Ахмет Токтабай говорит, что степняки действительно управляли лошадьми с помощью, например, свирели-сыбызгы. Есть вероятность, что и Таттимбет приучил любимого жеребца к звукам домбры.

 

Что за слухи о «Золото руне» Таттимбета? На какую жертву он пошел,  чтобы завоевать авторитет бия? И за что его однажды арестовали?

Огромный самородок меди в форме «Медвежьей шкуры», добытый неподалеку от кочевий Таттимбета. Владельцы рудника преподнесли необычную находку в дар Александру Второму. Писатель Сапаргали Бегалин упоминал о том, что Таттимбет хорошо знал свои земли и был незаменимым помощником первых геологических экспедиций по изучению Казахстана.

БИЛЯЛ ИСКАКОВ, заслуженный деятель культуры РК, кюйши

«Я учился игре на домбре у внука Таттимбета, Шайкы-аксакала. Он очень много рассказывал о нем. К примеру: когда Таттимбет останавливался в каком-либо селении, пил там воду, то говорил: в этой деревне есть золото. Он по вкусу воды определял, какие ископаемые есть под землей.Тогда я спросил у Шайкы-аксакала - как же Таттимбет начал добычу золота? Он ответил: когда я был ребенком, Таттимбет дал указание зарезать около ста овец, после их стрижки - шкуру стелили на дно реки и придавливали камнями. Так, шкура лежала два-три дня, после чего ее раздавали женщинам и детям (авт. И те вычесывали). Золото же скапливалось на шкуре и его добывали вот так. Я даже был там, где построили рудник. Он вдоль реки Тундык. Ее течение перекрыли дамбой и построили завод».

Когда стали исследовать казахские степи, что было предположение, что в недрах Казахтана есть золото. Тогда царское правительство стало исследовать и давать субсидии на развитие золотоносных месторождений. Таттимбет вызвался искать золото.  Старики рассказывали краеведу Попову, мол, какой-то аксакал встречался с Таттимбетом, они промывали песок и крупинки золота там были. У краеведа Попова и писателя Бегалина были упоминания, что Таттимбет ездил с группой джигитов, делали изыскания. При этом Таттимбет держал над головой зонтик — подарок генерал-губернатора.

6 июня 1856 года. Из докладной записки сотника Таттимбета Казангапова генерал-губернатору Западной Сибири Г. Гасфорду.

«Желая заняться разведыванием и разработкой золотоносных россыпей, а также отыскиванием и добычей руд других металлов на землях, занимаемых сибирскими киргизами, я имею честь покорнейше просить Ваше высочество

снабдить меня предварительным разрешением на таковые промыслы».

Любопытно, что несколькими годами ранее отец Чокана Валиханова подавал подобное заявление об открытии и разработке рудного месторождения. Его просьбу отклонили. Но со временем законы изменились и прошение Таттимбета царские власти восприняли благосклонно. Краевед Юрий Попов изучил документы и предположил, что Таттимбет не успел реализовать свой бизнес-проект. Кстати, о предпринимательской жилке кюйши — есть один забавный случай, который обнаружил в биографии знаменитого казаха - исследователь Таласпек Асемкулов.  

Его отец Казангап получил звание поручика в связи с восстанием Кенесары Касымова, затем заступил на эту службу и Таттимбет. Они состояли на жаловании на службе у царского правительства и получали жалование ассигнациями. И вот исследователь Таласпек Асемкулов рассказывал, что эти ассигнации в степи были не нужны. Однажды Таттимбет растопил ассигнациями самовар, за это был наказан и попал на три дня на Каркаралинскую гауптвахту.

Пожалуй, это единственный случай, когда казахский би нарушил российский закон. Степное же право он соблюдал неукоснительно. В свое время отец преподал ему важный урок.

МАРИНА ГАМАРНИК, музыковед, кандидат искусствоведения

«Он же был серi, человек, который пел, сочинял песни о любви. Он ездил везде и соревновался с девушками на тему кто лучше играет на домбре. И вот во время таких поездок он влюбился в девушку. А она была уже засватана за другого, даже уже выплачен был калым. И когда Таттимбет пришел к отцу, рассказал, что он любит девушку и хочет женится. Отец сказал ему: «Сынок, ты знаешь, что мы богатые и очень состоятельные. Мы, конечно, можем выплатить компенсацию обиженной стороне за возврат калыма и девушка станет твоей. Но ты скоро станешь бием. И если ты сейчас вот так несправедливо поступишь, то как же ты будешь потом судить людей? Что о тебе будет говорить народ?».

Из каких еще легенд складывался культ композитора? Причем здесь русские музыкальные классики? И как был обнаружен прижизненный портрет Таттимбета?

 

Подробнее в выпуске проекта «Тайны Великой степи»

 

Материал подготовила Айгуль Айтмуханова

 

Читайте также:

Тайны ханской четы. Жангир хан и Фатима

Для чего Валиханова отправили в Китай?

15 интересных фактов из жизни и творчества Абылхана Кастеева

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter



Похожие новости

Комментарии