Военно-организационная модель кочевников была положена в основу общественно-политического устройства всех крупных кочевых объединений на огромном историческом отрезке времени. Выступление экспертов, анализ ученых, моделирование различных ситуаций позволят зрителю разобраться в нелегких перипетиях истории Степи. Возможности компьютерной графики помогут наглядно увидеть те или иные нюансы в быте, экипировке, боевых уставах и построениях номадов. Использование каскадеров, костюмов, доспехов и оружия того времени дадут представления о военно-организационной модели кочевников.

Самые ранние государства на территории Средней Азии возникли в глубокой древности. В основном они были совсем небольшие. Наиболее известные из них: Согд, Фергана, Уструшана, Бухара, Мерв, Хорезм, Бактрия. Об их политической истории практически ничего не известно. В VI в. до н. э. все они были завоёваны персами. Затем Средняя Азия последовательно входила в состав государств Александра Македонского, Селевкидов, Греко-Бактрии, Парфии, Сасанидов.

В 550–560-х гг. Тюркский каганат окончательно утвердил свое господство в Центральной Азии и Южной Сибири, подчинив племена киданей и кыргызов. Царства Северного Китая платили тюркам дань. В 563–565 гг. совместными усилиями персов и тюрок было уничтожено государство эфталитов в Средней Азии, а его земли поделены победителями. В результате к 70-м гг. VI в. Тюркский каганат стал заметным явлением на мировой политической арене того времени, с которым были вынуждены считаться Византия, Сасанидский Иран и Китай.

К тому времени растянувшийся на огромную территорию Тюркский каганат представлял собой пестрый конгломерат этнополитических образований, управляемых почти самостоятельными ханами (хотя и бывшими в родстве между собой). В 581 г. внутри правящего рода началась кровавая усобица. Результатом этого кризиса стал распад каганата на две самостоятельных и враждебных друг другу части: Восточный (от Алтая до Великой китайской стены) и Западный (от Алтая до Крыма) каганаты. Еще через полвека Западный Тюркский каганат прекратил свое существование.

"Народы не падают с неба и не исчезают сквозь землю…". Николай Карамзин

Западный каганат занимал среднеазиатские и более западные земли. Он достиг могущества при правлении упомянутого Дато-кагана. Но вскоре на прикаспийских и северокавказских степях образовался самостоятельный Хазарский каганат, и Тюркский каганат лишился своих важнейших владений в Восточной Европе. Очередное вмешательство Китая и вторжение с севера новых племен привели к падению этого государства в 740 г.

Восточному каганату приходилось еще больше защищаться от Китая по причине общих границ большой протяженности. Каганат несколько раз – в конце VII в., в 30-х гг. VIII в. – в крупных сражениях сумел отстоять свою самостоятельность, одержав блестящие победы над своим южным соседом. Однако в 745 г. Восточно-Тюркский каганат перестал существовать после поражения в битве с войском уйгурского хана Моюн-Чура. На основных землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат – одно из тюркских государств раннего средневековья.

Кимакский каганат (середина VIII–Х вв.) был основан теми древними татарами, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата. Новое государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были родственные татарам кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Столицей государства был город Имакия на Иртыше.

Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство (поклонение небу): почитали солнце и звезды, занимались астрологией. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии), позднее, с VIII в., – ислам.

"В состав населения страны кимаков входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны были кимаки и кыпчаки". Персидский историк Гардизи. 11 век

Хазарский каганат (650–965 гг.) основали тюркоязычные хазары, пришедшие в Восточную Европу еще в составе гуннов. Вначале каганат занимал северокавказские и прикаспийские степи, со временем его господство распространилось на Северное Причерноморье вплоть до Крыма, а на севере – до Волжской Булгарии и русских княжеств. На первых порах Русь платила дань хазарам, и ее первые князья носили титул “хакан” (кахан). В составе населения самой Хазарии, помимо собственно хазар, были близкие им по языку болгары, савиры, барсилы, беленджеры.

Столицей государства в VII в. был Семендер в Дагестане, с начала VIII в. она переносится в город Итиль в низовьях Волги, который стал крупнейшим в тогдашней Восточной Европе центром большой транзитной торговли между Востоком и Западом. Хазары начали заниматься земледелием, виноградарством, промысловым рыболовством. Родилась богатая салтово-маяцкая культура, которая ярко отражает процесс перехода общества от кочевий к городам. Каган, его приближенные, верхушка в целом приняли иудаизм.

"Падение Хазарского  каганата  породило  несколько  волн  миграции, составивших  основное ядро исповедующего иудаизм населения Восточной Европы". Артур Кестлер

Уйгуры пришли к власти в лице кланового вождя Бильге из рода Яглакар, и 745 г. можно считать годом основания Уйгурского каганата.

Они построили свою державу на иных принципах, чем тюрки. Десять родов составляли племя тогуз-огузов, которое было ведущим, но не господствующим. Уйгуры подчинили себе басмалов и карлуков и приняли их в свою среду как равных; шесть телеских племен – буту, хунь, тайырку, тонгра, сыче и киби – в правах и обязанностях были приравнены к тогуз-огузам.

Ставка хана находилась между Хангаем и Орхоном. На востоке границы охватывали Западную Маньчжурию, на западе – Джунгарию. После разгрома карлуков их восточные кочевья на Черном Иртыше оказались в составе Уйгурского каганата. Уйгуры не стремились к территориальным приобретениям: они устали от потрясений.

Каган Маянчур сформировал мобильную, хорошо обученную армию. Арабский историк Кужама писал, что десять уйгуров могли справиться с сотней карлуков. Маянчур с присущей ему энергией обустраивал свою державу: весной 750 г. он нанес поражение чикам в верховьях Енисея; осенью – татарам в Северо-Западной Маньчжурии; на следующий год – на северо-западе кыргызам. При этом некоторые представители побежденных племен присоединялись к уйгурам, и те называли их «гостями».

Кыргызы, граничившие с Уйгурским каганатом на севере сопротивлялись до 758 г. И хотя они потерпели поражение и покорились, платя уйгурам дань соболями, зато не утратили самоуправление. Западные границы не позволили расширить уйгурам печенеги, кочевья которых в это время распространились до Нижней Волги.

"В 789 г. Уйгурия стала выборной монархией, и фактически получалось, что не уйгуры зависели от китайцев, а китайцы – от уйгуров". Империя тюрков. Великая цивилизация

В восьмом веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название племени, именовавшимся на Руси — половцами, в Центральной Европе — команами, а на Востоке — кипчаками. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь. Впервые этноним «кипчак» был зафиксирован на камне из Селенги (759 г.).

В 8—10 вв. преобладание кимаков и кипчаков сначала на Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, становится определяющим фактором в этом огромном степном регионе.

Кроме того, отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, Кашгарии. Рассматриваемый период, по мысли академика Манаша Козыбаева, является временем отделения этносов от тюркских племен. Применительно к казахской истории этот период имеет название огуз-кипчакская эпоха. В 10 веке из множества племенных союзов славян, романо-германцев, тюрков и др., расселяющих Евразийское пространство, начинается процесс отделения этносов. Так, появляется на Западе русский народ. Как утверждает вышеуказанный автор, в это время в Великой Степи формируется кипчакский народ.

"На Западе — Сырдарья, на Востоке — Иртыш, на Юге — Семиречье, на Севере — Волга. Пространство между этими четырьмя реками называлось Дешти Кипчаком, где расселены 92 рода кипчаков". Машхур Жусип Копеев

Кипчаки, отстранив со сцены истории сборный этноним «тюрк», сами превратились в суперэтнос, в стержень других тюркских племен.

В 12 веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир. В 1055 г. до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племен. Все они связаны с кипчаками. Но в новых местах этот общий этнополитический термин «кипчак» не привился. На Руси перевели на славянский имя шары «желтый», «половый», и отсюда все новые пришельцы получили название половцев, а степь стали называть Полем половецким. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра. В 1071 г. кипчаки, достигнув Малой Азии, завоевали г.Анатоли, тем самым они заложили основу османских тюрков. В течении всего 30 лет кипчаки дошли до Карпат, Дуная и Балканских гор. Тех, кто ушел за Дунай, венгры называли их именем кунами, но одновременно появилось другое их название команы.

Половцы (кипчаки, куманы), русское название тюркоязычного кочевого народа монголоидного происхождения, пришедшего в 11 веке из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. К 12 веку у них начинают выделяться ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного. Половцы жили в юртах, зимой устраивали стоянки на берегах рек. Они верили в добрых и злых духов, умершим ставили памятники — каменные статуи.

Как доказывает Махмуд Кашгари, кипчаки, огузы и другие племена, входившие в этот племенной союз, говорили на удивительно чистом тюркском языке. Тем самым он превратился в общий язык для всех тюркских племен, входивших в Кипчакский союз.

"К концу V века, кипчаки заселили пол Европы и всю Центральную Азию. Тюркская речь заглушала на Евразийском континенте любую другую. Тюрки были самым могучим и многочисленным народом мира… На Идели (Волге) встретились культуры Востока и Запада. Благодаря усилию кипчаков древний мир соединился в единое пространство, которое назвали Евразией". Мурад Аджи

В литературе встречаются утверждения о том, что кипчаки являются стержнем будущего казахского этноса (протоказах). Однако академик М. Козыбаев считает данное понимание недостаточно глубоким. Он придерживается мнения, что в 11—12 вв. формировался кипчакский народ. Основой этому, по мысли автора, может служить единая территория расселения, развивающиеся вместе тюркские племена, общий язык, формированный кочевой, полукочевой быт, единое культурно-духовное отношение к миру, военная демократия, общие военные действия — все это рождает общее мировоззрение и основные качества народа. По свидетельству исторических источников, названия «кипчак» и «казах» возникли одновременно. Так, полагают некоторые авторы. Что ж, вполне возможно. Особенно сейчас, когда Казахстан отмечает свое 25-летие независимости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Последние передачи