The First National Satellite channel of the Republic of Kazakhstan

Kazakhstan’s market economy development started in the early 90's after the collapse of the Soviet Union. The inflation rate in 1992 was amounted to 250%. In July 1993 Russia introduced its own currency notifying Kazakhstan three days before the event. Soviet banknotes of old samples surged within the country. President Nursultan Nazarbayev addressed the people the day before the currency reform and explained the situation. On November 15th, 1993 the country abolished the Soviet Ruble and introduced its own currency - the Tenge. Soviet currency exchange for tenge began at 8 am on the same day and ended at 8 pm on November 20th, 1993. Kazakhstan managed to build an effective banking system from literally nothing, although the country traditionally had never had any experience in the banking sector. November 15th, 1993 is marked as a Financier’s Day or the birthday of the tenge.


A banknote factory was set up so that the country was able to produce its own paper money. It is notable that now Kazakhstan’s Mint is among the top six mints of the world. Tenge, as the national currency, has played an important role in the country’s formation. The introduction of its own currency has allowed the country to conduct an independent monetary policy. It also accelerated the implementation of important reforms aimed at building the market economy.


First batch of tenge was made in Britain, as well as contract banknote production was signed with a major British company. Preparations for the release of the first Kazakhstani coins took place simultaneously. Later in order to ensure that the country can provide itself with paper money, a banknote factory was built in Almaty.


Every country tries to make its banknotes distinct from other currencies. Countries strive to emphasize their individuality and uniqueness. Kazakh banknotes are designed to describe the history of the country and the changes of recent years. For example, a 5 thousand bill has an image of Altyn Adam’s hand (The Golden Man), the foothills of Alatau, as well as a symbol of well-known hotel in Almaty named "Kazakhstan". Kazakh national ornaments were used for the security features of the bills.


Financial sector


The financial system of the Republic of Kazakhstan is recognized as one of the most prestigious among CIS countries. It is recognized by the world's leading rating agencies and organizations such as the IMF, World Bank, European Bank for Reconstruction and Development. The financial system of Kazakhstan meets the basic international standards.


Kazakhstan‘s financial system is built from scratch. Currently it is an efficient banking system despite the fact that the country has not had any previous banking background. The sector is developing dynamically. The country has a two-tier banking system. National Bank is the central bank of the country; all other banks represent the second level of the banking system, with the exception of the Development Bank of Kazakhstan.


By May 1, 2012 the banking sector of the Republic of Kazakhstan was already represented by 38 banks of the second level. Collectively they cover more than 40% of the market. First-tier banks comprise the same percentage through their subsidiaries and affiliates controlled by pension, insurance and leasing markets.


According to official data of May 1, 2012, 36 insurance (reinsurance) organizations were registered in accordance with the licenses issued by the financial market of Kazakhstan. 7 organizations hold licenses for life insurance, 24 organizations hold licenses for mandatory insurance of vehicles. 13 other insurance brokers and 82 actuaries operate in the current insurance market.


According to official data of May 1, 2012 the country has 11 pension funds with 120 branches and 33 representative offices in the regions. In early 2013, the president Nursultan Nazarbayev instructed to create a single unified pension fund. This will ensure effective and secure management of savings of Kazakhstan citizens.


Kazakhstan was the first among CIS country’s which created the National Welfare Fund in order to ensure steady social and economic development of the country despite unfavorable external factors. As of October 1, 2012 the international reserves of the country, including the funds of the National Welfare Fund totaled to $85,5 bln.

Финансы

В начале 90-х годов с распадом СССР в Казахстане началось создание рыночной экономики. Уровень инфляции в 1992 году составлял 250%. В июле 1993 года Россия ввела собственную национальную валюту, известив Казахстан за три дня до этого события. В республику хлынул поток советских купюр старого образца. Выступление главы государства по телевидению и радио накануне начала денежной реформы с ее разъяснением успокоило казахстанцев. 15 ноября в 1993 году страна отказывается от советского рубля и вводит собственную валюту - тенге. Обмен советской валюты на тенге начался в 08:00 часов утра и завершился в 20:00 часов 20 ноября 1993 года.  Казахстан фактически с нуля построил эффективную банковскую систему - и это при том, что в республике фактически не было традиций банковского дела. Данный сектор является реформированным и динамично развивающимся. С 1993 года 15 ноября казахстанцы отмечают день финансиста или день рождения тенге.  Для того чтобы страна могла сама обеспечивать себя бумажными деньгами, было решено создать банкнотную фабрику. Кстати казахстанский монетный двор входит в шестерку лучших монетных дворов мира. Тенге как национальная валюта, играет важную роль в истории республики. Именно введение собственной валюты позволило стране проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.

 

С введением тенге были ускорены структурные преобразования, направленные на построение рыночной экономики. Первые тенге были британцами по происхождению,  так как контракт на изготовление банкнот был подписан с крупной английской компанией. На первое время республика была обеспечена наличными деньгами. Почти одновременно с появлением банкнот на Ульбинском металлургическом заводе в Усть-Каменогорске началась подготовка к выпуску первых казахстанских монет.  А для того чтобы страна могла сама обеспечивать себя бумажными деньгами, в Алматы было решено создать банкнотную фабрику.

 

Каждая страна пытается сделать свои банкноты непохожими на какие-либо другие. Это вызвано стремлением подчеркнуть свою индивидуальность и независимость. Концепция казахстанских банкнот заключается в стремлении показать историю страны и изменения, произошедшие в Казахстане за последние годы. Например, на 5 тысячных купюрах с одной стороны изображен Алтын Адам (Золотой человек), предгорье Алатау и Джайлау, а также символ Алматы - знаменитая гостиница "Казахстан", имеются защитные элементы выполненные в стиле казахского орнамента.

 

Финансовый сектор

 

Финансовая система Республики Казахстан признана одной из самых прогрессивных на пространстве СНГ. Это признано как ведущими рейтинговыми агентствами мира, так и международными организациями как МВФ, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития. Финансовая система Казахстана отвечает основным международным стандартам, при этом наиболее развитым ее сектором является банковский.

 

Банковский сектор является реформированным и динамично развивающимся, а банковские технологии считаются на постсоветском пространстве востребованной, конкурентоспособной, экспортной продукцией. В стране работает двухуровневая банковская система. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком страны, все иные банки представляют собой второй уровень банковской системы, за исключением Банка Развития Казахстана.

 

По состоянию на 1 мая 2012 года банковский сектор Казахстана представлен 38 банками второго уровня. Среди них доминируют несколько крупных финансовых организаций, совокупно они занимают более 40% всего рынка. Такую же банки  контролируют долю первого эшелона посредством своих дочерних и аффилированных структур в пенсионном, страховом и лизинговом рынках.

 

По состоянию на 1 мая 2012 года в соответствии с выданными лицензиями на финансовом рынке республики действует 36 страховых (перестраховочных) организаций, при этом лицензии на осуществление деятельности по страхованию жизни имеют 7 организаций, по обязательному страхованию ГПО владельцев транспортных средств – 24 организации. Также на рынке страховых услуг осуществляют деятельность 13 страховых брокеров и 82 актуария.

 

По состоянию на 1 мая 2012 года в республике функционировало 11 накопительных пенсионных фондов, которые имели 120 филиалов и 33 представительства в регионах республики. В начале 2013 года глава государства Нурсултан Назарбаев поручил создать Единый пенсионный фонд с передачей ему счетов всех частных накопительных пенсионных фондов. Эта мера позволит более эффективно и безопасно управлять накоплениями казахстанцев. Сегодня в пенсионной системе страны находится около $21 млрд.

 

На рынке корпоративных ценных бумаг количество акционерных обществ с  действующими выпусками на 1 мая 2012 года составило 2 140. Также на рынке количество организаций с действующими  лицензиями составило 71 брокер-диллер, 10 регистраторов, 10 банков-кастодианов, 13 организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), 33  управляющих инвестиционным портфелем и 3 трансфер-агента. Кроме того, согласно Закону РК «О внесении изменений и  дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» на рынке функционирует 1 единый регистратор.

 

Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития и снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. На первое октября 2012 года международные резервы страны, включая деньги Национального Фонда, составили $85,5 млрд.